Анна снегина год написания. Анализ «Анна Снегина» Есенин

– великий русский поэт, сердце которого принадлежало родной стране. Он с упоением восхвалял ее пейзажи и натуру, быт и традиции в своем творчестве. Не обошел этот мотив и поэму «Анна Снегина».

История создания персонажа

Стихотворное произведение, опубликованное в 1925 году, стало своеобразным подведением итогов совместного пути поэта и его любимой страны. В нем пересекаются две темы: лирическая и эпическая. Первая выражается в описании возвышенных чувств главного героя к девушке.

Вторая представляет собой описание мыслей автора относительно судьбы его страны. Поэма описывает взгляды Есенина, сформировавшиеся в ходе определенных исторических событий. Поэт воссоздал в своем сочинении образ описываемого времени и наполнил его живым содержанием.

В «Анне Снегиной» нашла отражение биография Есенина. Он описывает юношу, выходца из крестьян, увлекшегося поэзией. Как и его создатель, герой стал известным в дореволюционные годы. Из уст мельника читатели не раз слышат имя Сергуша. Достоверно говорить о том, что поэт описывал в стихах себя, нельзя, но сопоставленные факты дают повод для размышлений на этот счет. Анна описывает поэта, и характеристика, которую она дает, подтверждает догадки.

Главный герой упоминает, что рожден осенью, а день рождения Есенина приходится на 3 октября. Подобно автору, персонаж не любит войну и устал от нее. Собственные воспоминания и переживания вдохновили Есенина на создание поэмы. Создавая героев произведения, поэт ориентировался на окружающих его личностей. Избранные персонажи – Лабутя, мельничиха и ее муж – это образы односельчан автора. Прон Оглобин похож на , пропагандировавшего ленинизм.


Лидия Ивановна Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Она жила в деревне Константиново, которое в произведении обрело имя Радово. Это малая родина Есенина и его пристанище после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ жизни и образов Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон множество отличий, но есть нюансы, которые их роднят.

Поэма «Анна Снегина»

Сквозь судьбу поэта, в образе которого Есенин видит собственное отражение, и любовную линию транслируются события, происходящие в России. Центральным действующим лицом поэмы оказывается женщина. Снегина – символ чистоты, воскрешения, утраченной юности.

Лирика в поэме раскрывается через несостоявшуюся любовную историю. Отношения двух героев поэмы развиваются на фоне классовой борьбы. Ясности не хватает в происходящем в мире и в отношениях героев. Революция разлучает их, уводя Анну в Англию.


Иллюстрация к поэме "Анна Снегина"

Поэт, понимающий закономерность расставания, остается холоден и не отвечает на горячие письма девушки взаимностью. Воспоминания о трогательном и нежном чувстве звучат лишь в финале произведения. Разлука с возлюбленной ознаменовала расставание героя с юностью.

По сюжету Анна – дочь помещицы, безэмоциональной, прагматичной и расчетливой женщины. Девушка стала супругой белогвардейца и обрела новый статус. При этом ее взгляды сильно расходятся с тем, что диктует ее новое положение в обществе. Поэт же остается верен себе и предпочитает крестьян обществу Снегиных.

Автор описывает Анну в двух временных измерениях. В прошлом, где девушка становится лелеемым воспоминанием героя, и в настоящем, во время эмиграции. Уехав в Лондон, она не испытывает ненависти к простым крестьянам, в ходе бунта присвоившим ее дом.


Книга Есенина "Анна Снегина"

Женщина понимает закономерность происходящего и пишет душевное письмо, проявляя благородство своей натуры и душевную глубину. Для поэта письмо оказывается ненужным фактом. Причина его появления раздражает героя.

Главная мысль произведения заключается в рассуждениях о бессмысленности войны, в которой человеку не находится места. Идеалы, проповедуемые революцией, не стоят тех жертв, которые принесены на ее алтарь. Поэт делает собственные выводы о России, попрощавшейся с патриархальным строем, равно как и с уехавшей Снегиной. Обеих – и страну, и женщину – он вспоминает с легкой светлой грустью.

  • Поэма «Анна Снегина» написана трехстопным амфибрахием – стихотворным размером, который безмерно любил Николай Некрасов.
  • Литературоведы не раз сравнивали «Анну Снегину» с произведением – «Евгением Онегиным». Сходства находили в фамилиях главных героев и поэтической традиции, которая повлияла на Есенина. Автор воплотил собственный идеал, описывая Снегину.

  • В 1966 году на стихи Есенина советский композитор Александр Холминов написал оперу, которая ставилась в известных театрах Советского Союза и обрела долгую сценическую жизнь.
  • В 1968 году композитор Владислав Агафонников написал одноименную оперу. В 1969 году Викентий Серков снял по ней музыкальный телефильм. В нем впервые образ Есенина был воплощен на экране. В роли поэта выступил Виталий Безруков, а в роли Анны – . Сольные партии исполнили певцы Александр Мищевский и Лариса Соколенко.

  • Поэму Сергей Есенин посвятил Александру Воронскому, литературному критику и журналисту, в чьих изданиях работы автора часто публиковали.
  • На многих театральных сценах ставят балет «Анна Снегина» по мотивам поэмы. Фото и видео постановок опубликованы в интернете.

Цитаты

Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?»
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор...»
«Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,

...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)

По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме

Лирический план поэмы. Название.
Образ Анны Снегиной. Образ главного героя - Поэта

Поэма автобиографична, в ее основе - воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя - поэта Сергея - мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны - Л.И. Кашина (1886-1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ - вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема - личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна - центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени - полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина - символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя - символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет - история несостоявшейся любви героев - в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции - в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт - герой поэмы - постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное в поэме - все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне; образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны - Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны - империалистической и гражданской - одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек...

Отказ от участия в кровавой бойне - не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных "катек" Он даст себя выдрать кнутом.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина - новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. "Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!" И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: "Крестьян еще надо варить".

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон - разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он - вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

"Скажи, Кто такое Ленин?" Я тихо ответил: "Он - вы".

"Вы" - то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее - желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, - крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин - не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути - жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя - братья.

У Прона был брат Лабутя, Мужик - что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил... Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук...

Еще один крестьянский тип в поэме - мельник - это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

В селе крыши крыты железом, у каждого сад и гумно, по праздникам мясо и квас, “недаром когда-то исправник любил погостить у нас”. Старшина помимо оброка требовал себе еще “по мере муки и зерна”, но это “народу было не в тягость”. Но по соседству было село Криуши, в котором жили плохо, мужики оттуда украдкой рубили радовские дрова, однажды радовские их застали за этим занятием, схватились за топоры, в стычке случайно убили старшину, за это десятерых услали в Сибирь, с тех пор и в Радове начались неурядицы. Автор замечает, что он тоже игрушка в чужих руках, что война, которую вели “купцы да знать”, не имеет к нему никакого отношения.

И, твердо простившись с пушками,

Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку

Купил себе “липу”, и вот

С такою-то подготовкой

Я встретил 17-й год.

Свобода взметнулась неистово.

И в розово-смрадном огне

Тогда над страною калифствовал

Керенский на белом коне.

Война “до конца!”, “до победы!” –

И ту же сермяжную рать

Прохвосты и дармоеды

Сгоняли на фронт умирать.

Но все же не взял я шпагу…

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу –

Был первый в стране дезертир.

Автор приезжает на мельницу. Старый мельник очень ему рад, приглашает к чаю. Мельник расспрашивает автора о его планах, откуда он приехал. Автор отвечает, что приехал на год. Мельник говорит, что таких мест не найти нигде, напоминает, что уже четыре года автор уже не был здесь. Автор идет спать на сеновал, по дороге вспоминая о своей первой любви, когда в шестнадцать лет “девушка в белой накидке сказала мне ласково “Нет!”

Вчера дупелей. Автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько “уродов и калек”, чувствует несоответствие между этими двумя вещами. Автор утверждается во мнении, что он правильно сделал, не пойдя на войну. Старуха, жена мельника, сообщает автору, что и в селе теперь неспокойно, что “сплошные мужицкие войны – дерутся селом на село”. Добавляет, что все это из-за безвластия, из-за того, что прогнали царя, выпустили из острогов преступников. Каторжане вернулись по домам, старуха говорит, что и в соседнее село Криуши вернулся Прон Оглоблин – “булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян. И нагло в третьевом годе, когда объявили войну, при всем честном народе убил топором старшину. Таких теперь тысячи стало – творить на свободе гнусь. Пропала Расея, пропала, погибла кормилица-Русь”. Автор собирается и отправляется поздороваться с местными мужиками. По дороге ему навстречу попадается мельник на дрожках. Мельник рассказывает, что только что был у Снегиных, что дочь Онегиных, “замужняя Анна”, интересовалась автором, не он ли поэт, вспоминала, что он когда-то был в нее влюблен. Автор идет дальше, ему хорошо среди лесов и полей. Он доходит до Криуши, где не был три года. Деревня в запустении, хаты гнилые, никакого добра нет, на крыльце у Прона “горластый мужицкий галдеж – толкуют о новых законах, о ценах на скот и рожь”. Автор здоровается с мужиками, те приглашают его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь. Хотя они автора и считают не из своего круга, но все же “свойским, мужицким, нашим”. Интересуются, отойдут ли без выкупа крестьянам пашни господ, не понимают, почему с этим тянут. Наконец спрашивают: “Кто такое Ленин?” “Я тихо ответил: “Он – вы”.

Автор простудился и четыре дня пролежал, болея. Мельник, у которого он гостил, очень обеспокоен. “Поехал, кого-то привез… Я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос”. На пятые сутки автор выздоровел, и выяснилось, что за ним ухаживала та самая младшая Онегина, в которую он был в юности влюблен. Она вспоминает о тех днях, когда они любили вместе сидеть у калитки и мечтать о славе. “И вы угодили в прицел, меня же про это заставил забыть молодой офицер”. Автор рад гостье, приглашает ее садиться, начинает читать стихи про кабацкую Русь. Онегина говорит о том, что ей обидно, что его пьяные дебоши известны по всей стране. Интересуется, не следствие ли это неудовлетворенной страсти, и когда узнает, что это не так, удивляется еще больше:

“Тогда еще более странно губить себя с этих лет. Перед вами такая дорога…” Все, что было в юности, оживает в душе автора, с Анной они расстаются на рассвете. Утром прибегает мельник с запиской от Прона Оглоблина, в которой тот приглашает автора прийти. Автор идет в Криушу, Оглоблин подбивает народ отправляться к Снегиной требовать угодья без всякого выкупа. Оглоблин приглашает автора ехать вместе с ними. Взяв лошадь, едут. Скоро приезжают в усадьбу Снегиных. Прон входит и с порога требует отдать угодья. Сергей входит к Анне, та плачет, так как получила известие, что ее муж убит на фронте. Она просит оставить ее в покое, обвиняет Сергея в том, что ее мужа убили, а он отсиживается здесь. Автор уходит, говорит Прону, что “сегодня они не в духе… Пойдем-ка, Прон, в кабак”.

Все лето автор проводит в охоте. Недавние события постепенно забываются. Мельник с Сергеем собираются на охоту на зайцев, в это время приходит Прон и приносит известие о том, что теперь новая власть – Советы – которая без всякого выкупа с лета отдает все пашни и леса, “и Ленин – старшой комиссар”. Оглоблин очень рад, говорит, что “я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе”. У Прона есть брат Лабутя, который с японской войны “носил на груди две медали”, но, несмотря на это, трус и хвастун. Заходя в кабак, он попрошайничал, потом, напившись, рассказывал о “сдавшемся Порт-Артуре” и о своей отваге. Когда к власти пришли Советы, медали он спрятал в сундук, “но с тою же важной осанкой, как некий седой ветеран, хрипел под сивушной банкой про Нерчинск и Турухан”. Прон не любит своего брата, постоянно его ругает, но тем не менее они едут вдвоем описывать снегинский дом. Мельник приводит бывших помещиц к себе. “И снова нахлынуло что-то…” Анна извиняется перед автором за то, что оскорбила его при их последней встрече, объясняет, что боялась “преступной страсти”, говорит, что любила мужа, ей не хотелось, чтобы Сергей ее бросил, “как выпитую бутыль…” Сергей переводит разговор на другое, интересуется, как они относятся к тому, что устроили в их усадьбе. Анна не отвечает, но “как-то печально и странно она опустила свой взор…”. Под вечер они уезжают, куда – неизвестно. Конца истории автор так и не узнал, так как “я быстро умчался в Питер – развеять тоску и сон”.

Эх, удаль!

Цветение в далях!

Недаром чумазый сброд

Играл по дворам на роялях

Коровам тамбовский фокстрот.

За хлеб, за овес, за картошку

Мужик залучил граммофон, –

Слюнявя козлиную ножку,

Танго себе слушает он.

Сжимая от прибыли руки,

Ругаясь на всякий налог,

Он мыслит до дури о штуке,

Катающейся между ног.

Шли годы, размашисто, пылко,

Удел хлебороба гас.

Немало попрело в бутылках

“Керенок” и “ходей” у нас.

Фефела! Кормилец! Касатик!

Владелец землей и скотом,

За пару измызганных “катек”

Он даст себя выдрать кнутом.

Мельник присылает автору письмо, в котором рассказывает о судьбе Оглоблина Прона. С момента последнего приезда Сергея в Криушу прошло шесть лет. Оглоблина Прона в двадцатом году расстреляли, когда в деревню нагрянул отряд деникинцев. Его брат Лабутя залез в солому, где просидел до отъезда казаков, а после этого “по пьяной морде” голосит: “Мне нужно бы красный орден за храбрость мою носить!” Мельник уговаривает Сергея приехать в деревню. Автор собирается и отправляется на родину. Скоро он снова на мельнице, мельник рад, сообщает, что у него есть письмо для Сергея, которое лежит здесь уже почти два месяца. На письме лондонская печать. Письмо от Снегиной. В письме Онегина тоскует о России, говорит, что часто ходит на пристань, заканчивает письмо словами: “Дорога моя ясна… Но вы мне по-прежнему милы как родина и как весна…” Автор берет овчинную шубу и идет на сеновал, вспоминая, что когда-то ему было шестнадцать лет и что у калитки, которая видна с сеновала, “девушка в белой накидке” ему ласково сказала “нет”.

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все эти годы любили,

Значит, любили и нас.

(No Ratings Yet)

  1. Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях....
  2. Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма “Анна Снегина” – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя...
  3. Лев Николаевич Толстой – великий русский прозаик XIX века. Его смело можно назвать автором, который способен уместить на страницах своего романа целую жизнь героя, раскрыть его характер, вложить в его...
  4. Л. Н. ТОЛСТОЙ АННА КАРЕНИНА Мне отмщение и Аз воздам. Это эпиграф из Библии, смысл которого в том, что воздаяние за грехи – в руках Божьих. “Все счастливые семьи похожи...
  5. Воспевание могучих Сил природы – одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение...
  6. Книга – это верный советчик в жизни, сокровищница неисчерпаемых знаний и настоящий друг. Мы учимся, развиваемся, взрослеем, и все время она рядом с нами. Итак, все начинается с книги. Современная...
  7. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  8. Конфликт Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого...
  9. Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного...
  10. Нельзя не вспомнить знаменитое полотно Исаака Ильича Левитана “Осенний день. Сокольники”. Написал он егов 1879 году и по сей день оно находиться на почетном месте в Третьяковской галерее. Знаменитой и...
АННА СНЕГИНА

Сочинение

С. Есенин признавался, что его лирика жива одной большой любовью - любовью к России. Родная земля сделала поэту бесценный подарок, крепкими узами связала его с народом. Поэтому Есенин и его лирический герой разделяли участь своей страны и в радостные мгновения, и в минуты горя и печали.

Судьба поэта и судьба России неразрывно связаны, что повлияло на выбор им жанров произведений. «Анна Снегина» - это поэма, в ней эпические события осмысляются через лирические переживания автора. Поэт обращается к «смутному времени» в истории страны. Всего за несколько лет, с 1917 по 1923, было нарушено привычное течение жизни. Русские люди оказались в центре грандиозных социальных потрясений. Сергей Есенин изображает свою родную Рязанщину. На примере одного из уголков деревенской Руси поэт размышляет над судьбой всей страны. Но особый интерес представляет не столько изображение событий, сколько авторское отношение к ним.

В поэме «Анна Снегина» лирический герой особенно близок поэту. Есенин отдает ему часть своей собственной биографии, свой взгляд на мир и представление о жизни. Поэт ненавидит войну. Она осуждается всем ходом поэмы, потому что «всю душу изъела». Отказ от участия в кровавой бойне - это принципиальная позиция есенинского героя. Для него неприемлемы и империалистическая война, и «сплошные мужицкие войны». В них автор видит начало подлинной народной трагедии, от которой едва не «пропала Россия». С сомнением отнесся поэт и к Февральской революции, которая не несла освобождения, «сгоняла на фронт умирать». Оценка октября 1917 года тоже небесспорна. Еще трудно предположить, чем обернется разрушение вековых устоев русской жизни. Мы видим, что большинство мужиков свободу воспринимают как произвол. Упиваясь безнаказанностью, они идут разорять помещичий дом.

Рязанские деревни далеки от Петрограда, мужики не знают, кто такой Ленин, но сразу воспринимают ту сторону событий, которой можно оправдать насилие. Образ эпохи складывается из образа живших в ней людей. Есенин показывает разных мужиков, не идеализируя их. Оглоблин, бывший «драчун и грубиян», меняется вместе с властью, становится вожаком крестьян. Лабутя, «хвальтишка и деревенский трус», живет, не мозоля рук. Печально, что в годы гражданской войны Прон погибает, а его брат остается «в Совете». Интересен характер возницы, умного человека, который, к сожалению, не нашел себя в мире и жил мечтой «выпить в шинке самогонки». Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет русский характер, русскую душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта. Есенин верит, что духовное начало русской жизни, нравственные ценности нельзя подменить социальными. Поэтому главная тема поэмы - тема человеческой судьбы. На это указывает название поэмы. Анна Онегина для поэта - воплощение юности, мечты, гармонии. С ней связан один из лучших периодов его жизни. В имени героини есть что-то от чистоты белого снега, от цветения черемухи.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, - это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой «роковых минут» эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции. Уходят юность и любовь, но остается память - единственное спасение от натиска времени, единственное спасение от вмешательства в жизнь человека.
Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны. Жизнь продолжается, ей главная ценность - любящая, страждущая, верящая человеческая душа.

«Анна Снегина» - лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 г., а завершена в январе 1925 г. Эту поэму можно назвать поэмой-воспоминанием. Нет, не детства - юности. Они живы в памяти - те «суровые, грозные годы». Деревня накануне революции - растревоженная, бурлящая. Горящие взгляды мужиков: «Настает наше времечко!» И тут же - голубая дорожка, запах жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником.

В поэме уже как раньше не представляется поэту единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень - Гадово и Криуши.

Богаты мы лесом и водою,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано...
В другой - нужда, бедность, голод:
Житье у них было плохое -
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.
Каких уж тут ждать обилий, -
Была бы душа жива...

Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака - Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева.

Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков. Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию.
Мельник предстает перед нами как эдакий кряжистый, еще в силе старик. Обнимет- «заревет как медведь». Умеет ладить и с помещицами, и с крестьянами. Расторопен - не по годам - в делах. Гостю принесет, позаботится о помещицах, оставшихся без земли и усадьбы, не поленится письмо послать давнишнему другу в Питер...

В радости - подвижен, суетлив.

В поэме мы не видим нерасчлененной крестьянской массы, нет идеализации пахаря. Есенин увидел жадность возницы, готового обобрать гостя за пустячную услугу, оттенил гостеприимство и добродушие мельника, подчеркнул трусость и бахвальство брата Прона Оглоблина, Лабути. Но выделяя недостатки земляков, их грубость, невежество, бескультурье, в центр своего повествования поэт ставит пафос революционных настроений крестьян, справедливость их борьбы. Именно революционные события определили судьбы всех героев поэмы: Прона Оглоблина, Онегиных, Лабути, мельника и самого поэта.

Анна - дочь помещицы, ставшая женою белогвардейца. Мать Анны - старая помещица - произносит в произведении всего несколько слов. За ними - самообладание, трезвость, сухость, жесткость.
Рыдай - не рыдай, - не помогла...
Теперь он холодный труп... -
«утешает» она дочь, получившую весть о гибели мужа. При встрече с Сергеем Анна говорит:
Давненько я вас не видала,
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала, -
А вы - знаменитый поэт...

Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой. Белое платье, шаль, перчатки. Движенья изящны: «лебедя выгнув рукой», «тело ее тугое немного качнулось назад».
Но ее социальные интересы разошлись с интересами поэта. И когда революция поставила С. Есенина между Снегиными и крестьянами, он предпочел пойти с последними: криушане ему были намного ближе радовцев.

Язык поэмы конкретен, выразителен, богат красками, историчен. Он впитал в себя и опыт классического творчества, и опыт речевого общения крестьян. Наиболее отчетливо особенности поэтической речи поэмы заметны в изображении картин природы, монологах и диалогах персонажей.

В создании картин природы в этом произведении Есенин достиг необычайной лаконичности, простоты и яркости. Природа поистине прекрасна, политая потом и кровью родная земля: и «равнинная тихая звень», деревенская даль под золотою порошею луны. Природа живая, трепещущая. В первоначальной свежести, с неповторимыми звуками, красками, запахами. Ее дыхание чувствуется во всей атмосфере поэмы. Есенину чуждо бездумное умиление пейзажем, через него поэт как бы ощущает - каждый раз заново - свою связь с миром. Все безобразное чуждо гармонии природы, оскорбляет ее и потому не может не быть отвергнутым.

Также поэт говорит, что прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь, прекрасен человек, который борется за счастье людей, за свободу.

По свидетельству С. А. Толстой-Есениной, поэма «Анна Онегина» имела большой успех у ряда читателей, но литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. На Есенина это произвело тяжелое впечатление.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ поэмы «Анна Снегина» Тема Родины в лирике Есенина Как изображает С.А. Есенин Россию в лирике и поэме "Анна Снегина" Поэма о судьбе человека и Родины (поэма С. Есенина "Анна Онегина") Сюжет и композиция поэмы С. Есенина «Анна Снегина» Родина в поэме Есенина «Анна Снегина»

Поэма хороша и проста. И всё в ней есть - "и жизнь, и слёзы, и любовь...".
Поэма "Анна Снегина" написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом -- воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в белой накидке". Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и "решил лишь в стихах воевать".
Не одно поколение исследователей бьется над удивительным феноменом его лирики, но обычные читатели попадают под очарование его поэтической речи сразу - и навсегда.
Щемящая интонация, пронзительная исповедальность, гармоническая организованность, проникновение в сокровенные глубины русской души делают стихотворения Есенина узнаваемыми и запоминающимися, как песня, без особых усилий. Читатель готов присвоить себе есенинские строки - именно в них он наиболее часто находит слова, созвучные своим мыслям, чувствам, настроениям.

Прототипом Анны Снегиной была помещица Л. И. Кашина

Читает С.Юрский
Серге́й Ю́рьевич Ю́рский (16 марта 1935, Ленинград) - советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1987).

Сергей Александрович Есе́нин (21 сентября 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества и имажинизма.
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 гг. входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).