Анализ стихотворения «Муза» Ахматова. Структурный анализ стихотворения

"Реквием"- выражение не только трагедии самой Анны Андреевны Ахматовой, но и беспредельного горя всего народа. В поэме присутствует множество средств художественной выразительности. Они нужны для того, чтобы создать образ того времени, чтобы читатель понял, осознал весь трагизм происходившего.

В «Реквиеме» Анна Ахматова использует большое количество эпитетов, которые усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего («тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска», «постылый скрежет», «шаги тяжёлые», «невольные подруги», «осатанелых лет»). Остановимся на «каторжных норах». Эти слова взяты из стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд» для того, чтобы вызвать у читателя ассоциации с декабристами, которые страдали и гибли за великую цель. Связь героини с народом очень сильна, и это видно в следующих строках:

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

Эпитеты "красная" и "ослепшая" создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Сравнений мало, но все-таки они есть («подымались как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут»). Мне запомнилось, как Ахматова сравнивает себя со «стрелецкими женками». "Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть". Опять же представлен пример из истории для того, чтобы связать времена и сказать о типичности судьбы русской женщины.

Для краткости и выразительности в поэме использованы метафоры ("Перед этим горем гнутся горы...", "И короткую песню разлуки паровозные пели гудки", "Звезды смерти стояли над нами", "безвинная корчилась Русь", И своей слезой горячей новогодний лед прожигать").

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

Тире здесь подчеркивает антитезу, с помощью которой мы можем понять, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе.

Третья глава состоит из нерифмованных, оборванных строк, которые подчеркивают невыносимость страданий героини. В пятой же главе много глаголов (кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит), которые передают отчаяние матери, в сознании которой все перепуталось, и наступило оцепенение, ожидание гибели. Что касается эпилога, то в нем есть анафора:

«Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных»

«И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой»

«О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде»

«Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду у заветного пня»

«Забыть громыхание чёрных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь»

«И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли».

Анафора создает особую ритмику стиха, придает речи трагизм, боль, помогает выразить скорбь.

Прочитав поэму, можно заметить, что в ней совсем нет гиперболы. А все это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни желания, ни возможности.

реквием поэма ахматова

Главная мысль поэмы "Реквием" - выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.

Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе "черный воронок)". Часто употребляется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеной.

Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты "красная" и "ослепшая" по отношению к стене создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Сравнений в поэме немного. Но все, так или иначе, подчеркивают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к религиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэме есть образ, близкий всем матерям, Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут...

И вновь народные мотивы: «И выла старуха, как раненый зверь». «Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть». Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства (17 век), которое вновь вернулось в Россию.

Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор. «Перед этим горем гнутся горы...». С этой метафоры начинается поэма. Это средство позволяет добиться удивительной краткости и выразительности. «И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». А вот еще: «И своей слезой горячей новогодний лед прожигать».

В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.

Смерть и безумие - близкие друг другу состояния. Но безумие страшнее смерти, потому что безумный человек способен на все, даже на самоубийство. А Анна Ахматова - сильный человек, она не может позволить себе сойти с ума, она должна продолжать жить и творить.

Чтобы забыть ночной кошмар - человек просыпается. А чтобы забыть кошмар реальный? Наверное, нужно заснуть. И, наверное, поэтому поэма заканчивается в стиле колыбельной:

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Когда человеку становится плохо и одиноко - он замыкается в себе. И постепенно начинает все воспринимать по-другому, у него появляются другие ценности. Смерть ему уже не страшна. А это значит, что человек духовно взрослеет, видит в жизни и смерти совершенно другой смысл. Как правило, заключительная часть реквиема - это мольба о даровании вечного покоя. Это радостный и светлый мотив, идущий от преисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей памятник, чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об этом и после ее смерти.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха как раненый зверь.

Она боится забыть это, потому что в данный момент это - смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. Она просит поставить себе памятник у Тюремной Стены, «где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе, а памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы. Можно сказать, что никогда - ни в русской, ни в мировой литературе - не возникало столь необычного образа - памятника Поэту. «Реквием» Анны Ахматовой - подлинно народное произведение не только в том смысле, что поэма отразила великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной притче. Подводя итог, можно добавить к сказанному лишь слова Виктора Астафьева, которые в точности передают состояние души лирической героини, идею всей поэмы: «Матери! Матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы о своем первобытном одиночестве в своей священной и звериной тоске по детям».

Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.

Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой – Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен.

Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.

Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.

Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя...
  2. В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем – поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми...
  3. Стихотворение является вольным пересказом библейского старозаветного мотива: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота нарушила строгий...
  4. После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она...
  5. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности ее внутреннего духовного строя, ее личности, ее поэтики....
  6. Любовь и влюбленность – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной...
  7. В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания...

«Муза» Анна Ахматова

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»

Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.

Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен. Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.

Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.

Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.

Произведение Анны Ахматовой под названием «Муза» написано в 1924 году. Оно достаточно короткое, но, тем не менее, передает все те эмоции, которые вообще хотела передать поэт своему читателю. Оно красиво, очень эпично, но вместе с тем, как обычно бывает в творчестве у этой писательницы и поэтессы, очередное произведение снова несет с собой какую-то загадку, а также, какую-то необычную атмосферу, немного печальную, и все-таки оно привлекает своей необычностью.

Анна Ахматова – очень интересный человек уже сама по себе. Но кроме того, ее произведения покорили сердца многих людей, и недаром она стала такой известной, также, как и ее стихи.

Стихотворение состоит из восьми строк, но не делиться на строфы отдельно. Но все-таки, критики делят его как бы на два эпизода. Первая часть стиха – это как бы само ожидание персонажа, которое направлено против героини, как бы самой поэтессы, которая приходит поздно и не так скоро, как хотелось бы тому, который так ждал. И это уже рассказывается именно во второй половине стихотворения. Но во второй строфе наконец-таки появляется эта «Муза», которую так долго ждали, и наконец-таки дождались.

Анна Ахматова как бы немного добавила автобиографии в стихотворение от себя. Так как одна строка, пусть только одна, но уже как бы немного указывает на то, что происходило в ее жизни так ярко, но, увы, так трагично. Ведь у нее был муж, но которого она не любила. Без подробностей о ее личной жизни, но она хотела выйти замуж за другого, но этот развод не был оформлен до тех пор. Именно в те годы как-то все пошло не так. И именно строфа «…Жизнь, кажется, висит на волоске…» говорит обо всем. Ведь тогда она даже немного скиталась по квартирам. Жила у подруги достаточное время, которая была известной танцовщицей и даже первой манекенщицей в то время.

Данте Алигьери – недаром он упомянут в произведении, ведь его произведения – вечны. И поэтесса как бы была готова на то, что получит взамен того, от чего отказаться не готова каждая – бессмертие, как поэтесса.

Анализ стихотворения Муза Ахматовой

Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы. Богиня поэзии приходит подругой-гостьей, и между собеседниками не то во сне, не то наяву завязывается такой диалог:

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Анна Ахматова, которую самые суровые критики признавали божеством в манере владения стихом, в «Музе» затейливо переплетает разговорный и возвышенный стили. Виртуозные строфы, а их всего несколько в стихе, настолько точны, что кажется, будто ты прочел поэму. Когда Муза уходит, с героиней, которая, безусловно, одно лицо с поэтессой, остается бескрайнее небо – страна поэтического вдохновения.

Я любила ее одну.
А в небе заря стояла.
Как ворота в ее страну.

Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути. Это почти исповедь перед высшим разумом.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Как понимать в стихотворении тот факт, что Муза и автор беседуют? Видимо, Анна Ахматова «поднимает» себя до уровня этой миссии. Никакого «важничанья» в таком приеме нет. Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова. И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.

Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:

Закрыв лицо, я отвечала ей...

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Похоже, в этих строках поэтесса признается, насколько опустошает, вычерпывает силы писательство, сочинительство. Но все «выжимки» души отданы читателям, поклонникам творчества. И Анна Ахматова счастлива признаться, что вполсилы она ни писать, ни любить, ни жить не умеет.

Переживания, чувства в поэзии Ахматовой всегда доведены до высшего накала. Прекрасно, что в них нет намешано ничего искусственного, надуманного, суетного. Как «учила» поэтессу ее подруга Муза, землю надо освещать добротой и талантом высшей пробы.

Когда читаешь потрясающие строки «Музы», кажется, что у тебя от красоты рифмы и образов немного кружится голова. Но по-другому у классиков разве может быть?

Анализ стихотворения Муза по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

    Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» - стихотворение, которое рассказывает о многом

  • Анализ стихотворения Табун Есенина

    Образ табуна коней представляет собой неудержимую и ретивую стихию, кони также могут являться символом перемен, активной силы и преобразования. В стихотворении Табун автор через этот образ стремится охватить полностью течение суток,

  • Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова

    Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем

  • Анализ стихотворения Первый снег Бунина

    Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.

  • Анализ стихотворения Проводы Некрасова

    Лирика Некрасова в основном посвящена теме угнетения людей и угнетенных людей. Как известно, поэт довольно ярко переживал и судьбах своего народа.