Ах ты петя простота сплоховал немножко. Разное

МБОУ «СОШ № 8 г.Гудермеса»

Открытый урок

по литературному чтению

во 2 классе
«Сказку вспомнить нужно»

А.А.Шибаев
22.01.2014 год.

Учителя начальных классов.
Хадисова Разет Джандаровна.

Ход урока
I. Организационный момент.
У .Встали! Подравнялись!

Что надо говорить?

Д. Прозвенел звонок,

Начинается урок.

У. Давайте, приветствуем наших гостей.

Д. Здравствуйте!

У. Садитесь!
II.Вступительное слово учителя
У. Дети, сегодня у нас необычный урок по литературному чтению.

Необычный,потому что много гостей. Если много гостей, это значит открытый урок.

Сегодня на нашем уроке присутствуют…

Я желаю всем добра и хорошего настроения. Надеюсь, что урок пройдёт интересно.
^ III.Незнайка в гостях
(Мальчик заглядывает в класс)

У. Это кто нам мешает?

(Незнайка врывается в класс)

У. Мальчик, не мешай нам вести урок.

Н. Я вам не мешаю, а друга ищу.

У. Он, что в этом классе учится?

^ Н . Да, вот он Хамишка.

У. Не Хамишка он, а Хамид.

Н. Хотя я всё знаю, зовут меня Незнайка.

У. Понятно!

Н. Он говорил, что в школе интересно. Можно я останусь?

^ У. Ну, что поделаешь, оставайся. Только не мешай нам.

У. Тамила, читай Незнайке правила поведения в классе.

Тамила. Незнайка!

Учитель спросит- надо встать.

Когда он сесть позволит- сядь.

Ответить хочешь- не шуми

А лучше руку подними

У. Незнайка, запомни эти правила.

Н. Есть! То есть хорошо.
^ IV.Слушание песни « В мире много сказок»
У. Давайте, проведём весёлую минутку. Внимание всем на доску.(Слайд 1)

(Дети внимательно смотрят и слушают песню)

У. Дети, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

^ Д. Мы будем говорить о сказках.

У. Расскажите стих про сказку.

Д. Сказка в гости к нам пришла,

Мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем

^ У. Молодцы!

Дети, какие сказки вы знаете?

(Дети называют сказки)

У. Какие бывают сказки?

Д. Сказки бывают: бытовые, волшебные, о животных

^ У. Давайте вспомним их.

Назовите волшебные сказки:

Д. «Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

« Мальчик с пальчик»…

У. Назовите бытовые сказки:

Д. «Каша из топора», «Иванушка дурачок»…

У. Назовите сказки о животных:

У. «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»…
^ V. Проверка домашнего задания

У. Дети, что вам было задано на дом?

У . Как вы видите ваши рисунки на доске.

^ У. Понравилась вам сказка «Вежливый кролик»?

Д. Да.

У. А какая это сказка?

Д. О животных.

У. Назовите героев этой сказки.

Д. Кролик, лиса и змея.

У. Герои этой сказки в гостях у нас сегодня.

Давайте, инсценировать эту сказку.

(Герои сказки заходят в класс и занимают свои места)

Действующие лица:


  1. Кролик-Джамиля

  2. Лиса-Рамзан

  3. Змея- Ислам

Кролик

Капусты я наелся, пора теперь домой (ля-ля-ля)

Что мне теперь делать?
Лиса

Курицу стащить мне не удалось.

Что мне теперь делать?

Какая я голодная.

Хоть бы кролик мне попался!
Кролик

Ой! Куда мне бежать?

Что мне делать?

Ой, там пещера.

Здравствуйте добрая пещера!

Разрешите мне войти.

Змея

Входите, входите!

Кролик

Ой, это же змея. Простите меня, я забыл, меня дома ждёт крольчиха.

До свидания.
Змея

Какая я глупая.

Лучше бы я ему не отвечала.

Ох уж этот вежливый кролик.

Пойдука я лучше спать.
^ З.К.Л. Вот и сказке конец!

У. Молодцы! Садитесь на свои места.

Дети, что спасло жизнь кролику?

Д. Кролику спасло жизнь вежливые слова.

У. А вы знаете вежливые слова?

Д. Да
У. Какие вежливые слова вы знаете?

Д. (Добрынь день! Здравствуйте! Доброго здоровья! Извините!)

^ VI. Физкультминутка

У. Вы, наверное, устали?

Д. Да.

У. И поэтому все встали… (Слайд 2)

Повторяем движения за мальчиком
VII. Изучение нового материала.


  1. Задание от Бабы- ягы.
(В класс залетает ворона махая крыльями. Она бросает на стол мешок каркает и улетает)
В. Кар-кар-кар

У. Ой! Что нам принесла ворона. Давайте посмотрим.

(Учитель открывает мешок, а там на верху лежит письмо)

Дети, я думаю, что это письмо.

(Учитель берёт письмо и читает вслух)
Письмо

Я схватила Красную Шапочку.

Хотите ей помочь, отгадайте загадки.

Отгадаете загадки, я её отпущу.

Ваша Баба-яга.

У. Дети, давайте быстро поможем Красной Шапочке. Вот, почему она опоздала.

(Учитель раздаёт загадки)
1.Загадка

Что разбила мышка-

Серая малышка…

2.Загадка

Всем он каши наварил,

Съесть её не хватит сил…

3.Загадка

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла…

^ У. Молодцы!

С заданием вы справились. Наверное Баба-яга отпустила Красную Шапочку.

К-Ш. Если долго, долго, долго

Если долго по дорожке

Если долго по тропинке

Ехать, топать и бежать

(Красная Шапочка заходит в класс)

^ К-Ш. Здравствуйте, друзья!

Д . Здравствуйте!

К-Ш . Вы спасли меня!

Большое вам спасибо.

Д . Пожалуйста!

У . Садись Красная Шапочка.

А что у тебя в корзиночке?

^ К-Ш. Это пироги для друзей

Дети, спасая Красную Шапочку, что вы делали?

Д. Вспоминали и отгадывали сказки.

У. Значит, тема нашего урока будет называться как?

^ Д. Сказки нужно вспомнить…

Сказки нужно знать…

У. Правильно! Тема нашего урока « Сказку вспомнить нужно»

А теперь, посмотрите на портрет А.А.Шибаева и слушайте его биографию.

Биография (слайд 3)

Александр Александрович Шибаев (1923-1979),уроженец Волхова.

Он воевал на ленинградском фронте, был тяжело ранен, долгие годы боролся с болезнями. Он сочинял весёлые, радостные детские стихи. Для детей стихи

Шибаева-бальзам на душу. Давайте прочитаем несколько его стихотворений.


  1. А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.


  1. Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно в рачей.

У. Дети буква «в» здесь правильно написано?

Д. Нет.

У. Поставьте правильную букву.

Д. «Г»

У. Какое слово получилось?

Д. Грачей

VIII. Работа с учебником

У. Открыли учебник на странице 15.

Д. (открывают учебник)

У. Прочитайте ещё раз название темы.

1. Чтение учителем

Д. (называют сказку)

У . При чтении мы встретились со словами копытце и колотил

Кто знает значение этих слов?

Д. (отвечают)

У . А вы знаете сказку «Колобок?»

Д. Да.

У. Из чего слепили колобка?

Д . Из теста.

У. Что такое тесто?

Д. (отвечают)

У. Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?»

Д . Да.

У. В кого превратился братец Иванушка?

^ Д . (в козлёнка)

У. Какие звери жили в теремке?

Д .(отвечают)

У. В сказке «Лиса и журавль» чем угощала лиса журавля?

Д. Кашей

У. Какую песню пела козлиха козлятушкам?

Д.(поют песню)

2.Чтение учащимися (закрепление)

^ IX. Игра «Найдите 12 отличий»

X.Итог урока.

У . Чему учат сказки?

Д .(Доброте, честности, находчивости…)

У . Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

Д . (ответы детей)
XI .Д/З Рассказать любимую сказку, и раскрасить сказочных героев.

(Учитель даёт детям раскраски)
XII . Рефлексия

У. Если вам понравился урок поднимите весёлого смайлика, а если нет грустного смайлика.

Д. Вот закончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Внеклассное чтение. Урок- путешествие. 2 класс.

Подготовлен учителем начальных классов Петровой С.М. МКОУ - Грязновская СОШ

ГО Богданович Свердловской области

Тема: «Вспомни сказку»

Цель: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование:

  1. Выставка книг по теме: «Русские народные сказки»
  2. Плакат.
  3. Выставка детских рисунков.
  4. Приложения № 1,2,3,4,5.

Литература:

  1. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал.- М.: 5 за знания, 2005.
  2. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс.- М.: ВАКО, 2006.

План – конспект урока

  1. Сообщение темы и цели урока на доске:

внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

На плакатах:

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

Разделите строчки на слова.

Что вы заметили?

Какие предложения получились? Это слова из сказок. Это начало, зачин, разных сказок.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

II. Новый материал.

  1. Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял, что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

  1. Работа с выставкой книг.

На нашей выставке собраны русские народные сказки.

  1. Работа с выставкой рисунков, выполненных детьми.

Какие русские народные сказки стали любимыми? (За лучшие рисунки жетон).

Вспомним некоторые сказки.

1. Коллективное чтение сказки «Волк и коза».

Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором – слова козы, а мальчики – слова волка.

Приложение № 1.

2. Игра «Отгадай отрывок».

Учитель раздаёт карточки отдельным ученикам, остальные угадывают название сказки. (За ответ жетон).

Приложение № 2.

3. Работа в паре.

Игра «Восстановите последовательность событий в сказке».

Приложение № 3. (За ответ жетон).

4. Игра «Соберите названия сказок».

Лиса из топора

Каша козёл

Лиса мороза

Гуси дятел

Лиса журавль

Два лебеди

Петушок заяц

Лиса бобовое зёрнышко

5. Игра «Собери пословицы»

Друзья познаются рыбку из пруда

За добро добром дороже богатства

Семь раз примерь в беде

Без труда не вытащишь платят

Под лежачий камень один отрежь

Доброе братство вода не течёт

III. Подведение итогов. Поощрение активных учеников.

IV. Домашнее задание: отгадать кроссворд.

Приложение № 4.

Карточка с кроссвордом для каждого ученика.

Дополнительный материал.

Приложение № 5.

Приложение № 1

Волк и коза

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла...

А козлятки отвечают:

Волк ушел и спрятался.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла;

Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла;

Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Приходит коза. Сколько ни причитывала - никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу - а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

Ох, вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

Эх, кума-кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

Нет, кум, не до гулянья!

Пойдем! - уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев.

Коза говорит волку:

Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

Приложение № 2

Игра: «Отгадай отрывок!»

Учитель читает отрывки из сказок или раздает карточки. Дети должны отгадать название сказки.

Приложение № 3

Восстановите последовательность событий в сказках

«Петушок и бобовое зернышко»

Хозяин дал коровушке свежей травы

Кузнец дал хозяину новую косу.

Петушок вскочил и вовсе горло закричал.

Смазал курочка петушку горлышко.

Коровушка дала молочка.

Подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяюшка дала маслица курочке.

«Лиса и заяц»

Зайчик встретился с медведем.

Петушок выгнал лису.

У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.

Зайчик встретился с собакой.

Лиса выгнала зайца.

Зайчик живет с петушком.

Зайчик встретился с быком.

Зайчик встретил петушка.

«Гуси-лебеди»

Девочка встретилась с речкой.

Девочка в избушке бабы-яги.

Девочка приводит братца домой.

Девочка встретилась с печкой.

Гуси-лебеди унесли братца.

Мышка помогает девочке.

Девочка встретилась с яблоней.

Девочка бросилась догонять гусей.

«Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружились.

Журавль пригласил лису в гости.

Лиса угощает журавля.

Лиса пригласила журавля в гости.

Журавль угощает лису.

С тех пор дружба врозь.

«Лиса и дрозд»

Дрозд лису накормил.

Дрозд на дереве свил гнездышко.

Дрозд лису напоил.

Собаки вытащили лису из норы.

Лиса захотела съесть дрозда.

Дрозд лису напугал.

Дрозд лису напоил.

Дрозд лису насмешил.

Приложение № 4

Кроссворд-викторина

1. Чем угощала лиса журавля?

2. Чем журавль угощал лису?

3. Какое животное лиса заманила в колодец?

4. Чем подавился петушок?

5. Что помогло курочке вылечить петушка?

6. Кто помог зайцу выгнать из избушки лису?

7. Из какого предмета солдат варил кашу?

8. Что волк ловил в проруби?

9. При помощи чего волк ловил рыбу в проруби?

10. Кого украли гуси-лебеди?

11. Кого морозил Красный нос?

Приложение № 5

Карточка № 1

Карточка № 3

Соедини линией первое слово имени героя со вторым

Благодаря русским народным сказкам появились эти поговорки. Продолжи их.

Коза-

Лисичка-

Петушок-

Гуси-

Мальчик

Иван-

Царевна-

Змей

Крошечка-

Василиса

Марья

Иванушка

Золотой гребешок

лебеди

Хаврошечка

с пальчик

царевич

дереза

сестричка

лягушка

Премудрая

Моревна

Горыныч

дурачок

Хитер как...

Голоден как...

Упрям как...

Здоров как...

Изворотлив как...

Грязный как...

Болтлив как. ..

Труслив как...

Нем как...

Карточка № 2

Карточка № 4

Соедини линией сказочное животное с его чертой характера в русских сказках.

Соедини старинное слово из народных сказок с его значением.

Лиса

Волк

Баран

Петушок

Кот

Заяц

Медведь

Тетерев

Собака

доверчивость

глупость

хитрость

находчивость

верность

трусость

хвастовство

упрямство

смекалка

Али, аль

Година

Дровни

Жерновцы

Кудель

Лубяной

Названый

Палица

Супротив

Сусек

Перст

Пучок пряжи

Из коры липы

Неродной

Дубина

Ларь для муки

Палец

Меленка

Сани

Время

Против

Или


В данной статье представлена подборка «Загадки для детей про сказки», просвещенная всеми любимым русским народным сказкам. Автором данных загадок является — Александр Шибаев. Данные загадки прекрасно подойдут для развлечения на празднике или для загадок в детском саду или в школе. Приятного использования.

Загадки про народные сказки с ответами. Загадки для детей про сказки Шибаева

Не лежалось на окошке -
покатился по дорожке…

РАЗГАДКА

«КОЛОБОК»

А дорога-далека,
а корзина - нелегка,
сесть бы на пенёк,
съесть бы пирожок…

РАЗГАДКА

«МАША И МЕДВЕДЬ»

Нет ни речки, ни пруда -
где воды напиться?
Очень вкусная вода
в ямке от копытца! ..

РАЗГАДКА

«СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Красна девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..

РАЗГАДКА

«СНЕГУРОЧКА»

Ах ты, Петя-простота,
сплоховал немножко:
не послушался Кота,
выглянул в окошко…

РАЗГАДКА

«ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК»

По тропе шагая бодро,
сами
воду тащат вёдра!..

РАЗГАДКА

«ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»

Колотил да колотил
по тарелке носом -
ничего не проглотил
и остался с носом…

РАЗГАДКА

«ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Отворили дверь козлята и…
пропали все куда-то!

Он с жадностью пьет -
Но не чувствует жажды.
Он бел -
А купается только однажды:
Он смело ныряет в кипящую воду,
Себе на беду,
Но на радость народу...
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
- Как жалко...
А скажут:
- Как сладко!(Кусок сахара)

Б.Заходер

Кто это?

Непонятный зверь
Ползёт,
Землю с грохотом
Грызёт,
Он вытягивает шею,
Чтобы
глубже
рыть
траншею.
И зачем-то
В этом звере
Есть окно
И даже
Двери.

Роман Сэф

Найди ошибку в слове или замени букву

Ребята смеются, купаясь в реке,
Плакучая ИРА стоит вдалеке. (ИВА)

От радости матросы пели:
Ура! Они достигли МЕЛИ!..(ЦЕЛИ)

Я в детстве не раз ошибался -
И ЙОГА в бутылке боялся. (ЙОДА).

Живёт у нас дремотное,
пушистое ЗЕВОТНОЕ. (ЖИВОТНОЕ)

Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ЛИС. (ЛИСТ)

Сколько солнца на опушке!
На носу у нас ВОЛНУШКИ.(ВЕСНУШКИ)

Лёг петух поспать немножко-
ШПОРАМИ прикрыл окошко. (ШТОРАМИ)

Я утром вышел рано-рано -
Гляжу: пасутся два БАНАНА! (БАРАНА)

Синеет море перед нами,
Летают МАЙКИ над волнами.

На болоте нет дорог _
Я по КОШКАМ - скок да скок!

Миша дров не напилил,
Печку КЕПКАМИ топил.

Кошка ловит МИСКУ.

На глазах у детворы
Красят КРЫСУ маляры.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...

Купил муку, купил пирог,
Испёк рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,
То даже крошек...

Н.Гернет и Д.Хармс

Что не пролезет в самую огромную кастрюлю в мире

В эту самую огромную
Кастрюлю
Запросто пролезет что угодно:
Поварёшки, ложки, стол и стулья,
Даже шкаф
Поместится свободно.

Влезет кран подъёмный,
Новостройка,
А за ними следом- телевышка!
Не пролезет ни за что в кастрюлю
Только её собственная... (крышка)

Сказки просят:
-- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
*
Не лежалось на окошке -
Покатился по дорожке...
(Колобок)
*
А дорога - далека,
А корзина - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок...
(Маша и медведь)
*
Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
*
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!..
(Снегурочка)
*
Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко...
(Петушок - золотой гребешок)
*
По тропе,
шагая бодро,
Воду
Сами
Тащат
Ведра!
(По щучьему велению)
*
Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом...
(Лиса и журавль)

Песенка ёжика

У меня-то что-то есть,
Это что-то можно съесть!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Я нашёл его в саду,
Захочу - ещё найду.
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Много-много притащу,
Папу с мамой угощу!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.

Тётя Варя!
Тётя Варя!
Где вы были?
-На базаре!
-Варя-тётя!
Варя-тётя!
Что несёте?
- Я несу два чуда-юда.
В каждом чуде -
По два пуда.
Нет у них
Ни ног,
Ни рук,
Ни рубашек нет,
Ни брюк,
Только два огромных
Пуза...
- Знаем, знаем!
Два арбуза!

В.Левин

Загадки про сказочных героев

Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали... (Буратино - Дуремар. )

В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали песика... (Тотошка - Шарик .)

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали... (Чебурашка - Колобок .)

Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор... (Айболит - Карабас. )

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали... (Колобок - Иван-Царевич .)

Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее... (Яга - Шапокляк. )

И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут... (Снегурочка - Дюймовочка .)

Жил в бутылке сотни лет,
Наконец, увидел свет,
Бородою он оброс,
Этот добрый... (Дед Мороз - Старик Хоттабыч .)

С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка - актриса,
И зовут ее... (Алиса - Мальвина .)

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный... (Пятачок - Ослик Иа .)

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его... (Незнайка - Карлсон .)

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный...
Кто же это?...

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК «Школа России»

Номер урока к КТП

в расписании

16

2

5

Тип урока

Обобщение знаний по теме.

6

Учитель

Годованюк К.С.

7

Дата проведения

28.09.17

Оборудование: учебник, карточки с отрывками из сказок.

Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.

Планируемые результаты:

Личностные

положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при чтении.

Познавательные УУД:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);

Коммуникативные УУД

согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Дети пересказывают сказку «Гуси-лебеди».

II . Постановка цели урока

Вступительное слово учителя:

    Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем разви вать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.

    Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказы ваете у доски понравившуюся вам сказку или историю. А сегодня вы будете не рассказывать, а показывать. Тот, кто будет выходить к доске, будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно будет отгадать сказку и показать товарищам так, чтобы и они поняли, о чем идет речь.

    Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награ ждены призами.

III . Конкурс

Отрывки из сказок для конкурса:

1. - Я - Мышка-норушка, а ты кто?

    А я - Лягушка-квакушка.

    Иди ко мне жить.

И стали они жить вдвоем...

    Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку...

    Речка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька с молочком!
Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее
бережком.

    По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, домой сами!

    Несет меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги!

    Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот высту пает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

    Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

    В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

    Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобою никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я - в другой.

10.-Дай рыбки!

    Не дам! Пойди сам налови.

    Да я не умею!

    А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!

11. - Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла
весна, ее избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться
да и выгнала меня.

12. -Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

13. - Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Я коза, на лугу была,

Ела травку шелковую, Пила воду студеную...

    Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился...

    Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!

Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!

IV. Итог урока

    Молодцы. Справились с заданием!

- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал.
Итоги, награждение.

Сегодня все, кто принимал участие, получат только пятерки!

Рефлексия.

Продолжи предложение:

Сегодня на уроке мне понравилось….

Мне было сложно…

Домашнее задание

Написать краткое изложение своей любимой сказки.

Приложение 1. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»

Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные гтелмёты.

1. Курочка... 6. Гуси- ...

    Баба-... 7. Ковер-...

    Жар-... 8. Скатерть-...

    Иванушка-... 9. Сапоги-...

    Царевна- ... 10. Сивка- ... {Ответы: 1. Ряба. 2. Яга. 3. Птица. 4. Дурачок. 5. Лягушка.

6. Лебеди. 7. Самолет. 8. Самобранка. 9. Скороходы. 10. Бурка.)

Приложение 2. Викторина

I . Ответь на вопросы

    Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)

    Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.)

    Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)

    Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)

    Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)

    Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)

    Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)

II. Составь название сказок

ГУСИ МОРОЗА

КАША ЛЕБЕДИ

ПЕТУШОК ТОПОР

ДЕВОЧКА ЗЕРНЫШКО

ДВА СНЕГУРОЧКА

(Ответы: Два Мороза; Девочка Снегурочка; Петушок и бо бовое зернышко; Каша из топора; Гуси-лебеди.)

III . Как называется сказка, которая начинается со слов:

Жили-были старик со старухой, у.них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит. («Девочка Снегурочка».)

    Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:

- Братец Мороз - Синий нос, как бы нам позабавиться, лю
дей поморозить?

Отвечает другой:

- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный
нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого.
(«Два Мороза».)

3. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился,
все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое
зернышко».)

    Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, куроч- ка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсток. («У страха глаза велики».)

    Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок,

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги
братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе
платочек. («Гуси-лебеди».)

6. Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется.
Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:

    Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха:

    Заходи, служивый.

    А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора».)

IV . По опорным словам отгадай название сказки:

СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («Каша из топора».)

БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («Гуси-лебеди».) ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («Петушок и бобовое зернышко».)

ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («Два мороза».) СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («Девочка Снегурочка».)

БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («Устраха глаза велики».)

V . Из какой сказки эти вещи:

    Туфелька («Золушка».)

    Стрела («Царевна-лягушка».)

    Сапог («Кот в сапогах».)

    Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Печка («По щучьему веленью».)

Приложение 3. Тест*

Тест №2

1. Определи жанр произведения:

Ходит Сон у окон. Ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в дом, Напусти нам угомон, а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.

2. Определи жанр произведения:

Секи, Секи, дождь. На нашу рожь, На бабину пшеницу, На просо, чечевицу, На дедов ячмень - Поливай целый день, а) Закличка; б) Колыбельная; в) Загадка.

3. Определи жанр произведения:

Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке, а) Пословица; б) Небылица; в) Скороговорка.

4. Определи жанр произведения:

Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала, а) Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка.

5. Определи жанр произведения:

На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных людей! а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка.

    «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это -а) Считалка; б) Пословица; в) Загадка.

    Определи жанр произведения:

В пруду у Поликарпа - Три карася, три карпа, а) Пословица; б) Скороговорка; в) Загадка.

8. В каких народных сказоках одним из персонажей является
писа:

а) Теремок; б) Колобок; в) Гуси-лебеди.

9. В каких народйых сказках среди персонажей есть заяц?
а) Гуси-лебеди; б) Теремок; в) У страха глаза велики.

10. В каких народных сказках среди персонажей есть волк?
а) Теремок; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики.

//. Найди героя сказки «Теремок»:

а) Гуси-лебеди;

б) Петушок золотой гребешок;

в) Мышка-норушка.

    Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко»: а) Лиса; б) Курочка; в) Волк.

    Найди героя сказки «У страха глаза велики»: а) Солдат; б) Медведь; в) Курочка.

    Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»? а) Береза; б) Яблоня; в) Груша.

    Какая из этих сказок не является народной?

а) Два Мороза;

б) Лиса и журавль;

в) Сказка о рыбаке и рыбке.

16. Найди среди этих сказок сказку А. С. Пушкина:

а) Каша из топора;

б) Петушок и бобовое зернышко;

в) Сказка о рыбаке и рыбке.

/ 7. Какое желание старухи не исполнила Золотая рыбка в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

а) Построить новую избу;

б) Стать владычицей морскою;

в) Стать царицей.