Аб ово значение фразеологизма. Крылатые выражения и пословицы

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, Двоеслов (латинский Gregorius Magnus) [около 540, Рим (?) - 12.3.604, там же], папа Римский (590- 604), отец и учитель Церкви, христианский святой.

Источниками жизнеописания Григория I Великого являются: его собственные сочинения (в частности, «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души», «Беседы на Евангелия»; послания, письма); сочинения церковных писателей, древнейшие из которых - «История Франков» Григория Турского (завершена около 594), «О знаменитых мужах» Исидора Севильского (около 610), несколько глав «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного (около 731), а также упоминания в «Истории лангобардов» Павла Диакона (2-я половина 8 века). Древнейшие латинские жития Григория I Великого: «Житие» (начало 8 века), составление которого приписывается Уитбскому Анониму, «Житие» (2-я половина 8 века), составленное Павлом Диаконом, «Житие» (начало 870-х годов), составленное Иоанном Диаконом по указанию папы Римского Иоанна VIII (872-882).

Григорий I Великий принадлежал к одному из влиятельных сенаторских родов (по преданию, к роду Анициев); предок (возможно, прапрадед) Григория I Великого, Феликс II (он же Феликс III, 483-492), также был папой Римским. Получил подготовку в риторике, философии, позднее - углублённое образование в области права; около 572 или 573 стал префектом Рима, но вскоре оставил службу и принял монашество. Унаследовав большое состояние, основал 6 монастырей в родовых поместьях на Сицилии, а также превратил в монастырь Святого Андрея Первозванного свой дом на Целийском холме в Риме. Около 577-578 поставлен в диаконы-регионарии папой Бенедиктом I (575-579), около 579-580 направлен папой Пелагием II (579-590) в Константинополь в качестве папского представителя (апокрисиария) при дворе императора Тиверия (578-582) с целью заручиться поддержкой византийского двора в противостоянии лангобардскому вторжению; около 586 вернулся в Рим, став ближайшим помощником папы Римского Пелагия II. В 590 избран на Римскую кафедру.

В начале понтификата наладил управление церковными землями, находившимися в Средней и Южной Италии, на Сицилии, Сардинии, Корсике, а также в Северной Африке и Иллирике, стремясь увеличить их доходность. Григорий I Великий заботился также о каноничности избрания епископов в этих областях, принимавших посвящение в Риме; в период его понтификата регулярными стали соборы епископата указанных областей, на которых решались в том числе судебные и юрисдикционные вопросы. Придерживался политики мирного сосуществования с лангобардами. При участии Григория I Великого с лангобардами были заключены перемирия (592 и 594), а также мир (599), что в немалой степени способствовало началу процесса перехода лангобардов (частью язычников, частью ариан) в православие. Поддерживая развитие монашества, выступил с критикой эдикта византийского императора Маврикия, запрещавшего принятие монашества лицам на военной и государственной службе, укреплял внутрицерковную дисциплину, боролся с симонией. В июле 595 года под председательством Григория I Великого состоялся Поместный собор римской церкви, принявший ряд дисциплинарных и канонических определений. Так, был установлен твёрдый порядок богослужения; в сфере монашеской жизни была особо подчёркнута связь монашества и церковной организации во главе с папой Римским; предусматривалась возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископата; срок послушничества увеличен до 2 лет. Григорий I Великий организовал христианскую миссию в Британию (595-596), благодаря которой в Британии началось распространение римской церковной традиции и юрисдикции. К понтификату Григория I Великого относится попытка наладить полноценное каноническое общение с испанской и галльской церквами.

Григорий I Великий - автор значительного числа философских, богословских, экзегетических, пастырско-дидактических и аскетических сочинений, а также обширного эпистолярного наследия. К наиболее известным относятся его экзегетические сочинения: «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (латинский «Expositio in librum lob sive Moralia», в 35 книгах, начато в 580-е годы), «Беседы на Евангелия» (латинский «Homiliae in Evangelia», 40 бесед в 2 книгах, 590-593),«Беседы на Книгу пророка Иезекииля» (латинский «Homiliae in Ezechielem Prophetam», 22 беседы в 2 книгах, 593-594),«Беседы на Книгу Песни Песней» (латинский «Homiliae in Canticum Canticorum», около 594-598). Экзегетические сочинения Григория I Великого свидетельствуют о значительном влиянии на него философии и богословия Оригена (например, «Беседы на Книгу Песни Песней»); являются, как, например, «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», важным источником по истории Италии эпохи лангобардского завоевания. В «Толковании на Книгу Иова...» авторский замысел отталкивается от библейского текста в рассмотрении буквального смысла, переходя затем к мистическому, прообразному, нравственному толкованию. К наиболее известным пастырско-дидактическим и аскетическим сочинениям Григория I Великого относятся: «Пастырское правило» (латинский «Regula pastoralis», начало 590-х годов), а также знаменитые «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» (латинский «Dialogi de vita et miraculis Patrum Italicorum et de aeternitate animarum», в 4 книгах, 593-594), первый патерик (смотри Патерики), по названию которого Григорий I Великий в православной традиции именуется Двоесловом. «Диалоги», а также «Пастырское правило» с 9 века приобрели значительную известность в славянских землях, с 11-12 века - на Руси. «Пастырское правило», посвящённое епископу Иоанну Равеннскому, состоит из 4 частей: 1-я посвящена изложению того, какими качествами должен обладать призванный к пастырскому служению, 2-я - какими качествами должна отличаться жизнь истинного пастыря, 3-я - о канонах гомилетики и правилах назидания паствы различных сословий и состояния, 4-я - о ежечасном смирении пастыря. «Диалоги» Григория I Великого представляют собой агиографические сочинения, совмещающие житийные и автобиографические сюжеты. Эпистолярное наследие Григория I Великого объединяет более 800 сохранившихся до наших дней писем, собранных в 14 книгах.

Лит.: Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность Папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901; Dudden F. Н. Gregory the Great, his place in history and thought. N. Y., 1967. Vol. 1-2; Dagens С. Saint Grégoire le Grand. Р., 1977.

АВ OVO USQUE AD MALA (лат. «с яйца», точнее «от яйца до яблок»). Выражение, употребляемое в переносном смысле для обозначения того, что данный вопрос рассматривается с самых своих истоков, т.е. с начала до конца. Выражение АВ OVO USQUE AD MALA впервые употребленное в одах римского поэта Квинтия Горация Фракка. Выражение «От яйца до яблок» происходит от обычая римлян подавать яйца к началу трапезы, как с символа «начала жизни», а яблоки - к ее концу, на десерт. Римляне придавали началу трапезы особый статус и символический смысл: яйцо связывалось с успешным начинанием нового дела.

Для справки.

Квинтия Горация Фракк (лат. Quintus Horatius Flaccus) - 8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.

Данное выражение встречается и в произведениях А.С. Пушкина: «Начнем «аб ово»» , - написано в «Родословной моего героя», и биография начинается, как говорится, от самого корня. «Аб ово» — латинское выражение, в переводе на русский язык означает «от яйца». Вторая часть поговорки «до яблока» (Usque Ad Mala) со временем отпала, а первая «от яйца» (Ab Ovo) довольно долго жила в речи разных народов.

С похожим значением «аб ово» вошло и в современный международный лексикон: «начало биржевой деятельности после предыдущей неудачной биржевой деятельности после предыдущей неудачной сессии».

Отношение к яйцу как к прообразу, к символу рождения отразилось в обычаях многих народов. У славян яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Есть свидетельства, что славяне расписывали яйца еще в языческие времена, выражая свои представления о вселенной. Писанки приносили в дар богам и дарили друг другу в первый день нового года и в день рождения.

С распространением христианства у расписных яиц появилось новое значение - яйца стали атрибутом главного религиозного праздника - Пасхи, символизируя воскресение Христа.
Фактически получается, что дословно «от яйца» на Руси символизирует начало жизни, чем и является христианский праздник Пасха.

Если вернутся к энциклопедическому гастрономическому смыслу выражения Ab Ovo Usque Ad Mala , то в современной кулинарии оно категорично уже не подходит, т.к. в диетическом отношении «начать с начала» (начать с яйца) это оправдано лишь в том случае, если яйца выпиваются сырыми. Вареные яйца, особенно крутые, перевариваются крайне трудно. Поэтому еду следует начинать с приема различных аперитивов или салатов, кашиц. Однако по традиции, сохраняющейся тысячелетиями, до сих пор на первый прием пищи, на утренний завтрак, во всех санаториях, больницах, детских садах и т. п. подают яйца, причем главным образом крутые, что в корне неверно.

Сентенция «ab ovo usque ad mala» восходит к Древнему Риму и в буквальном переводе означает «от яйца до яблок». Обед в Римской империи было принято начинать с яиц и заканчивать фруктами, таким образом фраза несла в себе смысл «от начала до конца» … Википедия

Ab ovo usque ad mala. - См. Начнем ab ovo …

ab ovo usque ad mala - ab ovo us|que ad ma|la <lat. ; »vom Ei bis zu den Äpfeln«, d. h. vom Vorgericht bis zum Nachtisch> vom Anfang bis zum Ende … Das große Fremdwörterbuch

ab ovo usque ad mala - foreign term Etymology: Latin from egg to apples ; from soup to nuts ; from beginning to end … New Collegiate Dictionary

АВ OVO USQUE AD MALA - (лат. «от яйца до яблок»). С начала до конца. Выражение, впервые употребленное в одах римского поэта Квинтия Горация Флакка. Происходит от обычая римлян подавать яйца к началу трапезы, а яблоки к ее концу, на десерт … Большая энциклопедия кулинарного искусства

ab ovo - ● ab ovo locution adverbiale (mots latins signifiant dès l œuf) Dès le principe, dès l origine, depuis le commencement. ⇒AB OVO, loc. adv. lat. Depuis l origine, depuis le… … Encyclopédie Universelle

ab ovo - 〈[ vo]〉 1. von Anfang an 2. weit ausholend * * * ab ovo (bildungsspr.): von Anfang an; von… … Universal-Lexikon

Начнем ab ovo - Начнемъ ab ovo (иноск.) съ самаго начала. А. С. Пушкинъ. Родословная моего героя. Ср. Ахъ, Michel, я не знаю даже, какъ начать? «Начинай ab ovo». Бери быка за рога... Терпѣть не могу подходовъ. Соколовъ. Тайна. 22. Ср. Сойдется десять русскихъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

начнем ab ovo - (иноск.) с самого начала А.С. Пушкин. Родословная моего героя. Ср. Ах, Michel, я не знаю даже, как начать? Начинай ab ovo . Бери быка за рога. Терпеть не могу подходов Соколов. Тайна. 22. Ср. Сойдется десять русских, мгновенно возникает вопрос о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Ab ovo - Ab ovo в буквальном переводе «с яйца». Устойчивый фразеологический оборот, обозначающий «с самого начала». В сатирах Горация «ab ovo» употребляется в словосочетании «с яиц до яблок» (лат. ab ovo usque ad mala), то есть от начала и до… … Википедия

Nec gemino bellum Trojanum orditur ab ovo - Nec gemino bellum Trojanum orditur ab ovo И не начинает рассказ о троянской войне с яйца близнецов. Латинская крылатая фраза, впервые встречающаяся в произведении Горация «Наука поэзии», 147. Содержание 1 Значение 2 Употребление 3 … Википедия

    1 ovo

    ovo ovo, avi, atum, are торжествовать

    2 ovo

    -, ātum, āre [одного корня с греч. euoe]

    1) торжествовать, ликовать (cum ovante gaudio V )

    2) быть встречаемым овацией, совершать триумфальное вступление в столицу пешком или верхом (ovans urbem ingressus est PM )

    ovantes currūs Prp - триумфальные колесницы

    ovatum aurum Pers - добытое на войне и показываемое во время овации золото

    3) кричать, галдеть (ovantes corvi V ) ; шуметь, выть (Africus ovat VF )

    3 Ab ovo

    "От яйца", т. е. с самого начала, с того, что было в самом начале (часто в сочет. начать ab ovo); иногда употр. тж. в смысле: начиная с того, что к самому предмету речи непосредственного отношения не имеет. - В контексте см. In medias res и Nec gemino.

    ср. тж. Néc geminó bellúm Troján(um) ordítur ab óvo

    Я счел необходимым в первой книге [ "Капитала" - авт. ] опять начать ab ovo, то есть резюмировать мое изданное у Дункера сочинение [ "К критике политической экономии". 1859. - авт. ] в одной главе о товаре и деньгах. (К. Маркс - Людвигу Кугельману, 13.X 1866. )

    Недоумение "экономистов" по поводу фактического проведения в "Искре" наших воззрений показывало с очевидностью, что мы часто говорим буквально на разных языках, что мы не можем поэтому ни до чего договориться, если не будем начинать ab ovo. (В. И. Ленин. )

    Начнем ab ovo: мой Езерский

    Происходил от тех вождей,

    Чей дух воинственный и зверский

    Был древле ужасом морей.

    (А. С. Пушкин, Езерский. )

    В русских газетах показалась замечательная генеалогия Дагмары [ Датская принцесса, впоследствии жена Александра III - Мария Федоровна. - авт. ] и ее нареченного жениха, вот уж ab ovo, так ab ovo. По ней в числе их предков (не говоря о бесчисленном множестве датских королей и принцев, в числе которых только и выпущены Гамлет и его наследник Фортинбрас) находятся: "Карл Великий, Гюго Капет, святой король Людовик IX, короли английские Эдуард III, Эдуард IV, наконец, Мария Стюарт" ("Голос", № 260). Ну, а Василий Великий, Виктор Гюго, святой король Мельхиседек и Мария Египетская не предки? Это бы все ничего, да вот что плохо. По свадебной родословной выходит, что наследник чистый немец, да еще и не совсем чистый, а из архиерейских детей. Нас все учили, что Романовы хоть не без немецкой примеси, но идут от русской светской семьи, а тут выходит, что цесаревич "происходит по прямой линии в одиннадцатом колене от Фридриха I, графа Ольденбургского, и имеет в числе предков епископа Любекского". Немец, да еще из духовного звания, монашеского происхождения! (А. И. Герцен, Чем люди тешатся. )

    Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой. Это, между прочим, не худо заметить и некоторым нашим критикам, которые считают долгом начать каждую свою статью ab ovo, как будто и в критике его убеждения, его коренные правила не должны перейти в плоть и кровь, и он всякий раз обязан выставлять их напоказ перед собой и читателями, как какие-нибудь верстовые столбы, чтобы не сбиться с дороги. (И. С. Тургенев, Несколько слов о комедии А. Островского "Бедная невеста". )

    Судебный оратор должен избегать того, что еще Аристофан в своих "Облаках" называл "словесным поносом", замечая, что "у человека с коротким умом язык долгий". Мне вспоминается адвокат при одном из больших провинциальных судов на Волге, который любил начинать свои речи ab ovo. (А. Ф. Кони, Приемы и задачи прокуратуры. )

    4 Néc geminó bellúm Troján(um) ordítur ab óvo

    И не начинает рассказ о троянской войне с яйца близнецов.

    Гораций, "Искусство поэзии", 147.

    Гораций говорит о необходимости для эпического поэта следовать примеру Гомера, который вводит своего слушателя сразу "в середину событий", оставляя в стороне все подробности, не имеющие непосредственного отношения к основному сюжету (см. In medias res) Под "яйцом близнецов" подразумевается плод бракосочетания спартанской царицы Леды с принявшим образ лебедя Зевсом. Из этого яйца, согласно мифу, родились близнецы, одним из которых была виновница троянской войны Елена.

    см. Ab ovo

    5 Ab ovo

    6 Omne vivum ех ovo

    все живое вышло из яйца (Гарвей)

    7 ovatus

    I ōvātus, a, um [ ovum ]

    1) овальный, яйцевидный (species PM )

    2) покрытый овальными пятнышками (lapis PM )

    II ovātus, ūs m. [ ovo ]

    ликование, торжество VF

    III ovātus, a, um part. pf. к ovo
  • 8 И не начинает рассказ о троянской войне с яйца близнецов

    Nec gemino bellum Trojanum orditur ab ovo

    9 Начиная с того, что к самому предмету речи непосредственного отношения не имеет

    10 "От яйца"

    т. е. с того, что было в самом начале, с самого начала

См. также в других словарях:

    Is a type of vegetarianism which allows for the consumption of eggs; unlike lacto ovo vegetarianism, no dairy products are permitted. Those who practice ovo vegetarianism are called ovo vegetarians or eggetarians. Ovo (pronounced /ˈoʊvoʊ/) comes… … Wikipedia

    Ovo je Balkan - Single by Milan Stanković Released 2010 Format … Wikipedia

    ovo - ÓVO v. ab ovo. Trimis de tavi, 18.04.2008. Sursa: Neoficial  OVO Element prim de compunere savantă cu semnificaţia ou . . Trimis de LauraGellner, 02.07.2005. Sursa: DN … Dicționar Român

    OVO (disambiguation) - OVO may refer to: Peter Gabriel s album, OVO HP OpenView software Ovo Energy, a gas and electricity supplier in the United Kingdom Ovo, a 2009 Cirque du Soleil show This disambiguation page lists articles associated with the same title … Wikipedia

    ovo - (ab) (a bo vo) loc. adv. À partir du commencement. Reprenons la chose ab ovo. ÉTYMOLOGIE Lat. ab ovo, depuis l oeuf ; chez les anciens, on servait des oeufs à l entrée du repas et des pommes à la fin ; la locution entière est ab ovo ad mala,… … Dictionnaire de la Langue Française d"Émile Littré

    Ovo je Balkan - «Ovo je Balkan» Sencillo de Milan Stanković Publicación 13 de marzo de 2010 Formato Descarga digital Género(s) Pop folk Duración … Wikipedia Español

Ab ovo usque ad mala

"От яиц до яблок", с начала до конца.

Обед у древних римлян обычно начинался с яйца и заканчивался фруктами.

Выражение Ab ovo usque ad mala (или - ad malum) могло употребляться как в значении "от начала до конца обеда", так и в более общем значении; ср. Ab ovo

Гораций, "Сатиры" 1, 3, 1-8:

Ómnibus hóc vitiúm (e)st cantóribus, ĭnter amĭcos

Út nunqu(am) ĭnducánt animúm cantáre rogáti;

Íniussĭ nunquám desĭstant. Sárdus habébat

Ílle Tigéllius hóc. Caesár, qui cógere pósset,

Sĭ peterét per amĭcitiám patris átque suám, non

Ouĭcquam próficerét: Si cóllibuĭsset ab óvo

Úsqu(e) ad mála citáret: "Ió Baccháe!" modo súmma

Vóce, mod(o) hác resonát quae chórdis quáttuor ima.

Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят -

Пению нет и конца! - таков был сардинец Тигеллий.

Цезарь *, который бы мог и принудить, если бы даже

Стал и просить, заклиная и дружбой отца ** и своею.

Все ни во что бы! - А сам распоется - с яиц и до яблок

Только и слышишь: "О Вакх!" то высоким напевом, то низким,

Басом густым, подобным четвертой струне тетрахорда ***.

(Перевод М. Дмитриева)

* Октавиан Август. - авт.

** Юлий Цезарь, усыновивший Октавиана. - авт.

*** Тетрахорд - лира с четырьмя струнами. - авт.


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "Ab ovo usque ad mala" в других словарях:

    Сентенция «ab ovo usque ad mala» восходит к Древнему Риму и в буквальном переводе означает «от яйца до яблок». Обед в Римской империи было принято начинать с яиц и заканчивать фруктами, таким образом фраза несла в себе смысл «от начала до конца» … Википедия

    См. Начнем ab ovo …

    ab ovo usque ad mala - ab ovo us|que ad ma|la <lat. ; »vom Ei bis zu den Äpfeln«, d. h. vom Vorgericht bis zum Nachtisch> vom Anfang bis zum Ende … Das große Fremdwörterbuch

    ab ovo usque ad mala - foreign term Etymology: Latin from egg to apples ; from soup to nuts ; from beginning to end … New Collegiate Dictionary

    - (лат. «от яйца до яблок»). С начала до конца. Выражение, впервые употребленное в одах римского поэта Квинтия Горация Флакка. Происходит от обычая римлян подавать яйца к началу трапезы, а яблоки к ее концу, на десерт … Большая энциклопедия кулинарного искусства

    ab ovo - ● ab ovo locution adverbiale (mots latins signifiant dès l œuf) Dès le principe, dès l origine, depuis le commencement. ⇒AB OVO, loc. adv. lat. Depuis l origine, depuis le… … Encyclopédie Universelle

    ab ovo - 〈[ vo]〉 1. von Anfang an 2. weit ausholend * * * ab ovo (bildungsspr.): von Anfang an; von… … Universal-Lexikon

    Начнемъ ab ovo (иноск.) съ самаго начала. А. С. Пушкинъ. Родословная моего героя. Ср. Ахъ, Michel, я не знаю даже, какъ начать? «Начинай ab ovo». Бери быка за рога... Терпѣть не могу подходовъ. Соколовъ. Тайна. 22. Ср. Сойдется десять русскихъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (иноск.) с самого начала А.С. Пушкин. Родословная моего героя. Ср. Ах, Michel, я не знаю даже, как начать? Начинай ab ovo . Бери быка за рога. Терпеть не могу подходов Соколов. Тайна. 22. Ср. Сойдется десять русских, мгновенно возникает вопрос о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ab ovo в буквальном переводе «с яйца». Устойчивый фразеологический оборот, обозначающий «с самого начала». В сатирах Горация «ab ovo» употребляется в словосочетании «с яиц до яблок» (лат. ab ovo usque ad mala), то есть от начала и до… … Википедия

    Nec gemino bellum Trojanum orditur ab ovo И не начинает рассказ о троянской войне с яйца близнецов. Латинская крылатая фраза, впервые встречающаяся в произведении Горация «Наука поэзии», 147. Содержание 1 Значение 2 Употребление 3 … Википедия