А н потресов. А. н. потресов. Яковлев александр николаевич

Первая мировая

УДК 94 (47). 083 КОСТЯЕВ Эдуард Валентинович -

к.и.н., доцент кафедры истории Отечества и культуры Саратовского государственного технического

университета им. Ю.А. Гагарина

410054, Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

ОТНОШЕНИЕ А.Н. ПОТРЕСОВА

И ЕГО ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

К БРЕСТСКОМУ МИРУ

THE ATTITUDE OF A.N. POTRESOV AND HIS ADHERENTS TOWARDS THE BREST PEACE TREATY

В статье проводится детальный анализ отношения лидера меньшевиков-«оборонцев» А.Н. Потресова и его единомышленников к заключенному большевиками 3 марта 1918 г. Брест-Литовскому мирному договору с Германией. Автор делает вывод, что, резко осудив заключение Брестского мира, Потресов и другие меньшевики-«оборонцы» продемонстрировали как высокую степень гражданственности и патриотизма, призвав, среди прочего, к сплочению различных политических партий вокруг единой идеи вооруженной борьбы против агрессии германского империализма, так и свой интернационализм и преданность идеям международного пролетарского движения, поскольку были убеждены, что и ему Брестский мир нанес тяжелейший удар.

Ключевые слова: российская социал-демократия, меньшевизм, Первая мировая война, Потресов, «оборончество», Брестский мир

The article presents the detailed analysis of the attitude of the Mensheviks-«defensists» leader A.N. Potresov and his proponents to concluded by Bolsheviks on March, 3rd, 1918 Brest-Litovsk peace treaty with Germany. The author made the conclusion that, strongly condemned the conclusion of the Brest peace, Potresov and other Mensheviks-«defensists» have brightly shown a high degree of civic consciousness and patriotism, and called up to unite various political parties around the common idea of the armed struggle against aggression of the German imperialism. Also they demonstrated their internationalism and fidelity to ideas of the international proletarian movement because they have been convinced that the Brest-Litovsk Peace treaty have harmed the international proletarian movement.

Keywords: Russian social democracy, Menshevism, World War I, Potresov, «defensism», Brest peace.

Тема отношения различных политических сил общества к заключаемым представителями государственной власти международным договорам является весьма актуальной, поскольку то или иное содержание данных соглашений способно как серьезно менять расстановку сил в мировом масштабе, так и самым непосредственным образом отражаться на повседневной жизни граждан внутри страны. К примеру, на внешнеполитической арене и в ближайшем будущем, и в более долгосрочной перспективе может серьезно изменить существующий ныне баланс сил происходящее сейчас развитие дружественных, добрососедских и взаимо-

выгодных отношений России с Китаем. Мы также видим, к каким масштабным последствиям во внутриполитической жизни соседней Украины привело даже несостоявшееся заключение соглашения об ее ассоциации с Европейским союзом.

В нашей стране 3 марта прошла очередная годовщина подписания в 1918 г. Брест-Литовского мирного договора, содержание которого вызвало бурные протесты различных политических сил тогдашнего российского общества, в т.ч. меньшевиков-«оборонцев» во главе с А. Н. Потресовым. Об отношении Потресова и его сторонников к Брестскому миру в каких-то

работах не говорится вовсе [Ильящук 1993: 258-259; Розенталь 1996: 479], в каких-то о нем упоминается вскользь [Николаевский 2002: 451; Розенталь 1993: 198], ряд авторов дают краткий анализ отношения к нему меньшевиков в целом, не уделяя при этом внимания особой, более радикальной позиции «оборонцев» по этому вопросу [Ненароков и др. 1999: 35; Тютюкин 2002: 476]. Детальная характеристика отношения А.Н. Потресова и его единомышленников к Брест-Литовскому миру содержится в одной из монографий автора данной статьи [ Костяев 2013: 296-319]. Однако специальной работы по данной теме в историографии до сих пор не существует. Восполнение этого пробела и является задачей настоящей статьи.

Меньшевики-«оборонцы» выражали протест против сепаратного мира с Германией еще на стадии подготовки к его заключению. 18 января 1918 г. увидело свет воззвание их петроградского комитета «К братьям пролетариям всего мира», в котором подписавшие его 75 партийных деятелей, в т.ч. такие видные меньшевики, как Иван Дементьев, Владимир Иков, Владимир Левицкий (Цедербаум), Евгений Маевский (Гутовский) и многие другие, указали, что, желая «возможно дольше удержать за собою слепую силу солдатских штыков», руководители большевистского движения, «вынужденные во что бы то ни стало реализовать свои обещания о мире, данные ими солдатским массам, вступили, в обход пролетарской демократии всех воюющих стран, в сепаратные переговоры с представите -лями германского империализма» и тем самым «не только предали интересы демократии Бельгии, Франции и других пострадавших от австро-германского империализма стран, но и насущные интересы пролетариата Германии», «заключили сепаратное перемирие на русско-германском фронте на условиях, наперед обеспечивающих удовлетворение аннексионистских вожделений германского правительства и тяжкого кабального мира для революционной России». Поэтому подписавшие документ «оборонцы» заявляли, «1) что большинство испытанных в революционной борьбе представителей социали-

стического пролетариата России, как и огромное большинство политически сознательной российской демократии, не участвовало и не будет участвовать в позорной и предательской сделке большевистских руководителей с руководителями империалистической Германии, 2) что продиктованные России германскими империалистическими хищниками условия мира, в какие бы дипломатически благовидные формы ни были они облечены большевистско-германским сговором, заключаемым с помощью насилия над Всенародным Учредительным Собранием, не будут признаны и не признаются громадным большинством русского народа и 3) что вся сознательная демократия и все передовые кадры социал-демократического пролетариата считают своим революционным долгом напрячь последние силы, чтобы, высвобождая сознание рабочих масс от анархо-большевистской заразы, оказать все возможное в настоящих тяжелых условиях сопротивление сепаратному миру, предающему интересы международного пролетарского движения и русской революции (подчеркнуто в документе. - Э.К.)». Сознательный социалистический пролетариат России, прошедший суровую школу классовой борьбы в условиях царско-самодержавного режима, в заключении сепаратного мира, гласило воззвание, «видит гибель всех своих надежд, всего своего будущего и в нынешних тяжких условиях ему, как и всякому честному революционеру, не останется ничего другого, как сопротивляться до конца, чтобы, по крайней мере, с честью погибнуть»1.

В статье «Немецкие условия мира», написанной до подписания Брест-Литовского договора, видный меньшевик-«оборонец» Владимир Розанов детально проанализировал возможные последствия принятия этих условий Россией. В военном отношении, полагал он, их принятие «запирает наш выход к Финскому заливу, то есть лишает значения наш флот, открывает Германии путь к Ревелю и в Финляндию, отодвигает линию нашей будущей обороны к Пскову или еще далее, делает

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 275. Оп. 1. Д. 166. а 5-6.

Петроград доступным для нападения, разобщает Россию с Польшей и делает невозможным развертывание соединенных сил севера и юга России западнее Пинских болот, то есть затрудняет совместное выступление Украины и России». В экономическом отношении Россия лишалась важнейших гаваней на Балтике - Риги и Либавы. «При обладании немцами всем Балтийским морем вся наша морская торговля здесь подпадет германскому контролю, - отмечал Розанов. - России остается одно только прорубленное Петром Великим “окно в Европу”, но значение этого окна видоизменяется. При Петре оно было окном, через которое Россия смотрела на свободное море, соединяю -щее ее с Западом. Теперь это море - не свободно, оно - германское море...» В политическом отношении внешнее положение России ослаблялось не только пропорционально территориальным потерям, военным и экономическим невыгодам. «Нам необходима,

Пояснял автор статьи, - общая граница с Польшей, нашей естественной союзницей в будущей борьбе против германского империализма. Германия заботливо лишает нас этой границы, вгоняя между нами и Польшей литовский клин, с одной стороны, а с другой - украинский. Сепаратный мир с Радой даже при том условии, что он заключен фактически не существующим правительством, вносит глубокий раздор в нашу внутреннюю жизнь. Мысль об отделении Украины - давнишняя мечта известного германского империалиста И. Рорбаха. Если бы эта мечта осуществилась, Россия была бы возвращена в средневековье. Но и при непризнании мира Центральной Рады самой Украиной остается то невыгодное политическое последствие, что Украина натравливается на Великороссию и что Польша сообщается с Россией только через Украину, а граница украинского и польского населения затемнена в России и совершенно игнорируется в Галиции: здесь искусственно поддерживается славянская междоусобица к вящей славе германского господства». В культурном же отношении все указан -ные выше невыгоды, считал Розанов, можно было свести к одному итогу: «Россия загоняется в Азию (здесь и

выше подчеркнуто Розановым. - Э.К.). Германский мир отрывает Россию от Запада...»1.

Когда же мир был все же подписан, А. Потресов отнесся к нему крайне негативно. Он считал, что, заключив такой мир, отдавший Россию «на поругание, на поклон и разграбление Вильгельму», «бонапарто-коммунисты» «солидаризировались на практике с германским империализмом и его настоящей политикой». «Они сделали Россию, - писал он в статье «Поруганный день», опубликованной 1 мая 1918 г. в № 32 газеты «Новый день», - ненавистной в глазах всей Европы как изменницу общего демократического дела, как предательницу европейской свободы. Европа, изнемогая теперь под натиском войск Гинденбурга, со скрежетом зубовным взирает на советскую Россию с ее геростратовой славой» [Потресов 2002: 257].

Только поучаствовав в воссоздании государства, российский пролетариат, по мнению Потресова, исполнил бы свой международный долг, загладив «свой грех и перед свободой Европы и перед братством рабочих всех стран». Россия после большевистского переворота попала в руки пролетариата «только для того, чтобы, пройдя через них, очутиться в руках иноземца, и из великого, способного к развитию, с задатками многообещающего будущего, целого превратиться в осколки, разбиться вдребезги, исчезнуть, как нация.». «Ты не захотел даже и защищать свою страну, - от имени «международной семьи рабочих всех стран» обвинял пролетариат России Потресов, - .как государство, как нацию, и тем ты убил вместе с ней - и себя самого!..

Сейчас ты - калиф на час, падишах в “советской республике” и вместе с тем

Ты разбитая орда, ты усталая, безработная, бесприютная жалкая толпа, ты всего навсего людская пыль! Ты доказал, что у тебя еще нет национального чувства и сознания, и пока их нет у тебя, тебе нет и места еще на нашем сговоре пролетариата всех стран, в наших меж-дунациональных соглашениях. Ибо ты никого не представляешь. Ты нуль. Ты хуже нуля. Ты убил себя и Россию, как

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 622. Оп. 1. Д. 4. C. 40-42.

нацию. Но ты этим самым сделал и большее: ты помог убить и свободу Европы.

Ты ухитрился не во имя нации, которую ты не признавал, - продолжал обвинительный акт Александр Николаевич,

А во имя того же интернационала и интернационализма отдать и свою собственную нацию, и помочь отдать весь интернационал в лапы их злейшего врага - международного империализма.

Ты предатель - по твоей безграничной пошехонской глупости.

И не будет тебе места в семье пролетариата всех стран, пока ты не искупишь вины. Ты должен дать клятву - Аннибалову клятву-перестать быть “ интер -национальным” пошехонцем и стать гражданином России». Вот такую клятву и убеждал российский рабочий класс дать Потресов в день пролетарского праздника 1 мая [Потресов 1918: 2].

После всех разочарований и бедствий военного времени для подготовки к вооруженной обороне нужен был «несравненно более сильный национальный подъем», чем тот, который наблюдался в начале войны. Именно с этого и должен был начаться, на взгляд Розанова, «реальный пересмотр» результатов «брестского предательства», и именно в этом должно было, прежде всего, выразиться непризнание Брест-Литовского мира. «На партиях, заявивших о том, что

они этого мира не признают, - подчеркивалось в статье, - лежит обязанность начать широкую кампанию за восстановление национальной обороны, за национальное всенародное объединение на этой основе, за общий блок всех партий, стоящих на точке зрения национальной защиты от германского империализма. Оборона требует жертв, непризнание мира налагает обязанности и, прежде всего, обязанность ради общего дела отказаться от своей партийной исключительности на то время, пока общее дело не будет исполнено. Такое объединение, - по убеждению автора, - может произойти при условии, если мысль всех устремится к одной точке - к подготовке отечественной в буквальном, а не в ленинском смысле слова войны» [Розанов 1918: 3].

Резко осудив большевистское руководство заподписание Брест-Литовского мира, имевшего крайне унизительный для России характер и фактически превращавший ее в колонию Германии, А. Потресов и его единомышленники из числа меньшевиков-«оборонцев» ярко продемонстрировали в назидание потомкам высокую степень гражданственности и патриотизма, призвав, среди прочего, к сплочению различных политических сил вокруг единой идеи вооруженного отражения агрессии германского империализма.

Литература

Ильящук Г.И. 1993. Потресов. - Политические деятели России l9l7: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. С. 258-259.

Костяев Э. 2013. Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов и их единомышленики в l9l7-l9l8 годах: Отношение к проблемам войны и мира. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 410 с.

Ненароков А., Павлов Д., Розенберг У. 1999. В условиях официальной и полуофициальной легальности. Январь-декабрь 1918 г. Документально-исторический очерк. - Меньшевики в большевистской России. l9l8-l924. Меньшевики в l9l8 году (отв. ред. З. Галили, А. Ненароков, отв. сост. Д. Павлов). М.: РОССПЭН, 799 с.

Николаевский Б. 2002. А.Н. Потресов: Опыт литературно-политической биографии. - Потресов А.Н. Избранное. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 492 с.

Потресов А.Н. 2002. Избранное. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 492 с.

Розенталь И.С. 1993. А.Н. Потресов. - Политическая история России в партиях и лицах. М.: ТЕРРА.

Розенталь И. 1996. Потресов. - Политические партии России. Конец ХІХ - первая треть ХХ века. Энциклопедия. М.: РОССПЭН.

Тютюкин С.В. 2002. Меньшевизм: Страницы истории. М.: РОССПЭН, 560 с.

АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ: В. И. Ульянов(Ленин)
1870 – 1924

10 (22 по н. ст.) апреля исполняется 140 лет со дня рождения В. И. Ульянова (Ленина), воззрения и деятельность которого оказали огромное влияние на судьбу народа нашей страны, многих других стран и на политические процессы в мире. Особенно сильное влияние они оказали на судьбы международного социализма. В связи с этой датой мы предлагаем посетителям сайта познакомиться с очерком о В. И. Ульянове (Ленине), написанном еще в 1927 г. одним из создателей газеты «Искра» и основателей РСДРП А. Н. Потресовым (о нем см. на этом сайте . Ранее очерк был опубликован в журнале «Die Gesellschaft». 1927. Кн.II., и в сборниках избранных произведений А. Н. Потресова, выпущенных в Париже в 1937г. (стр. 293-304) и в Москве в 2002г. в издательстве объединения Мосархив (стр. 275-286). Этим последним изданием мы здесь и воспользовались; текст приводится с очень незначительными и несущественными сокращениями. (V.V.)

ЛЕНИН

Когда сама жизнь начинает походить на кричащий авантюрный роман, густо размалеванный красками своих «героев» и «злодеев», то на долю писателя, желающего из глубины своей памяти извлечь образы, соответствующие истине, неподкрашенной, с подлинным верно, выпадает задача трудная и неблагодарная: сказать художественно правдивое слово наперекор этой нехудожественной, утрированной, фантасмагорической видимости жизни. Ибо кроме видимости есть ведь и сущность, скрывающаяся за театральной гримировкой жизни …..

И, однако, взвешивая все трудности, я все же хочу попытаться по некоторым запечатлевшимся в моем сознании чертам воспроизвести перед читателем образ Владимира Ильича Ульянова-Ленина, освобожденный от шелухи общественного гипноза, сведенный к размерам естественным, очеловеченный; такой, каким мне довелось его знать в течение ряда лет, когда мы с ним медленно подходили друг к другу и затем сошлись на общей работе, над созданием «Искры» и «Зари», чтобы, в конце концов, раскочиться в разные стороны, порвав всякую связь товарищества и всякую нить знакомства…

Я кладу, таким образом, в основу своего описания впечатления восьми лет – с 1895 и по 1903 г. – восьми лет моих встреч и, временами, например в Мюнхене, моей почти совместной жизни с молодым и начинающим Лениным.

Я написал «молодой» и запнулся. Да, конечно, Ленину только что минуло 25 лет, когда я его увидел в первый раз, во время рождественских каникул 1894/1895 г., на собрании в одном из предместий Петербурга – на Охте. Но он был молод только по паспорту. На глаз же ему можно было дать никак не меньше сорока – тридцати пяти лет. Поблекшее лицо, лысина во всю голову, оставлявшая лишь скудную растительность на висках, редкая рыжеватая бородка, хитро и немного исподлобья прищурено поглядывающие на собеседника глаза., немного сиплый голос…… Настоящий типичный торговец средних лет из какой-нибудь северной Ярославской губернии, и, во всяком случае, ничего от радикала-интеллигента, каких так много устремлялось в те годы в рабочую среду, начинавшую тогда шевелиться…..

Кстати, прибавлю: ничего и от той чиновно-дворянской семьи, из которой он вышел и с которой продолжал сохранять, насколько я знаю, самые «родственные» отношения.
У молодого Ленина на моей памяти не было молодости. И это невольно отмечалось не только мною, но и другими, тогда его знавшими. Недаром в петербургском «Союзе борьбы» того времени, этой первичной ячейке будущей партии, его звали «стариком», и мы не раз шутили, что Ленин даже ребенком был, вероятно, такой же лысый и «старый», каким он нам представлялся в 1895 г. Но мне и тогда среди этих шуток приходилось, не шутя, задумываться над этой его странной особенностью.

Конечно. Возможно, что судьба его брата Александра, казненного по делу 1 марта 1887 г. (о подготовлявшемся покушении на императора Александра III), сыграла не последнюю роль в этом исчезновении его молодости. Но только ли это? И не было ли каких-то внутренних причин в его душевной и умственной организации, которые еще с большей силой вытравили из него эту молодость? Чем больше я думаю об этом теперь, тем сильнее склоняюсь к тому, что это именно так, что в его монолитной, однозвучной натуре все было связано одно с другим…..

Я к этому вернусь еще впоследствии, а пока мне хочется подробнее остановиться на том впечатлении, которое произвел на меня тогда на Охте уже не его физический, а духовно-умственный облик. Ведь, как известно, первые впечатления обычно закладывают фундамент, на котором последующее знакомство возводит свои дальнейшие постройки.

На собрании, о котором идет речь, Ленин реферировал о литературно-политических новинках того дня, о первых легально напечатанных в самой России и ставших для всех доступными марксистских изданиях. За несколько месяцев перед тем вышла книга П. Струве «Критические заметки. К вопросу об экономическом развитии России», обратившие на себя и на ее автора всеобщее внимание. А чуть ли не за несколько дней до занимающего нас собрания мне удалось выпустить в свет под псевдонимом Бельтова книгу Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», книгу, давшую огромный, решительный толчок распространению марксизма в России.

Ленин, вскользь, чрезвычайно хвалебно отозвавшись о книге Плеханова-Бельтова, с тем большей энергией, со всей ему свойственной ударностью, направил свою критику против Струве…. И я остро до сих пор переживаю свое тогдашнее восприятие ленинского выступления.

Я помню, что тогда мне, в тот же вечер, пришлось делиться своими непосредственными впечатлениями от того собрания и от этой для меня совершенно новой и ранее неизвестной фигуры, и я их формулировал так: большая сила, но в то же время и что-то однобокое, однотонно-упрощенное и упрощающее сложности жизни….

Ленин был прав и неправ в своей критике, направленной против тогдашнего марксиста, а ныне реакционных дел мастера Струве. У Струве в его марксизме того времени был несомненнейший уклон к буржуазному реформизму, и Ленину как нельзя лучше удалось этот реформизм показать. Но чем убедительнее выявлял он реформизм своего противника, тем ярче выступал вместе с тем и его собственный уклон – уклон в противоположную сторону. Сквозь марксистскую терминологию просовывалась та традиционная концепция развивающегося капиталистического общества в виде сплошной реакционной массы, которая была характерной основой для всех революционно-утопических течений.

И тогда же в разговоре о нем было произнесено слово «сектант» …. Да, сектант! Но сектант, прошедший серьезную марксистскую выучку! Сектант-марксист! А возможно ли более противоестественное сочетание двух столь враждебных друг другу категорий, как сектантство, с одной, и глубоко реалистическое учение Маркса – с другой? И не суждено ли марксизму, в конечном счете, победить сектантство, победить особенно в человеке, в котором чувствуется такая внутренняя сила, такая незаурядная логика, такая выдающаяся подготовка?

На этот вопрос, себе поставленный, я, как и многие марксисты, сознававшие опасность сектантства, ответили тогда в положительном, оптимистическом смысле. И с этого дня ведет свое начало наше сближение с Лениным, которое на первых порах выразилось в том, что после долгих дискуссий в тесном кругу, в котором одновременно с Лениным участвовал и Струве, вышеупомянутый реферат в измененном и переработанном виде появился под псевдонимом Тулин в изданном мною (и сожженном правительством) сборнике работ со статьями Плеханова, того же Струве и других авторов, в том числе пишущего эти строки.

И наш оптимизм получал, казалось, свое оправдание. Ведь нам достаточно было сравнить первоначальное содержание ленинского реферата с текстом напечатанной статьи, чтобы убедиться в значительности произошедшего сдвига. И мы поверили в способность Ленина к дальнейшей эволюции от его первоначального сектантски искаженного марксизма к марксизму подлинному, к марксизму международной социал-демократии. Поверил не только я с моими ближайшими петербургскими единомышленниками, но и представители старшего поколения русских марксистов – Плеханов и Аксельрод.

Как раз в 1895 г., тотчас же после выхода в свет и конфискации нашего сборника, Ленин совершил первый свой выезд за границу. И я имел случай видеть и Ленина под непосредственным впечатлением от первой его встречи с Плехановым, и Плеханова, присматривающегося к Ленину и делящегося со мной своими наблюдениями по его поводу. Съехавшись к началу лета в Женеву, мы все вместе отправились в горы и поселились в довольно глухой деревушке Ормоны, проводя время в прогулках и бесконечных разговорах на ходу. И в этой идиллической обстановке трудно было предвидеть те бури, которые впоследствии разметали нас в разные стороны….. Невозможно было представить себе Плеханова, подвергающегося обыску со стороны клевретов будущего диктатора Ленина и с минуты на минуту ожидающего, что его поведут на расстрел! А ведь это не в шутку, а всерьез и на самом деле было проделано в скверную осень 1917 г. под Петербургом, в Царском Селе ….

Но тогда, в 1895 г. в Ормонах, никакие зловещие предзнаменования не нарушали еще гармонии наших мирных бесед у подножия альпийских снегов. И если Ленин с восторгам слушал в те дни мастерские рассказы Плеханова из революционного прошлого 1870-х гг. и, как это ни кажется странным теперь, робел перед теоретической высотой основоположника русского марксизма, когда тот в разговоре затрагивал соответствующие темы, то и Плеханов, со своей стороны, не без сочувствия смотрел на способного революционера-практика, напоминавшего ему по своей хозяйской заботливости об организации его старого приятеля юных лет, известного народовольца Александра Михайлова. Но, уделяя в своих ожиданиях практику Ленину видную роль в предстоящем развитии социал-демократии, Плеханов выражался как нельзя более сдержанно о литературных способностях Ленина. Это не написано, как говорят французы. Это не литературное произведение, это ни на что не похоже, говорил Плеханов. Он органически не в состоянии был переварить статью Ленина в сборнике, которая, несмотря на все переделки, сохраняла первоначальную бесформенность своего построения и при всей своей агитационной действенности, казалось, говорила о том, что автор ее не прирожденный писатель, а практик, взявшийся за перо лишь в виде исключения, побуждаемый к тому необычностью повода.

Но именно такого рода подход к этому новому персонажу русской социал-демократии и помешал Плеханову отнестись с достодолжным вниманием и критикой к его взглядам, к его методу мышления ….. Он не почувствовал в Ленине потенциального властителя дум целого поколения людей и, не замечая, прошел мимо тех черт его духовного облика, которые иначе должны были бы заставить его насторожиться и забить тревогу. А между тем Плеханов, вообще говоря, такой строгий и нетерпимый по отношению ко всем отступлениям от идей ортодоксального марксизма, в данном случае проявил ему несвойственную снисходительность как раз потому, что видел значение нового для него человека совсем не в идеях, а в инициативности и талантах партийного организатора. Ради них он готов был взглянуть сквозь пальцы на его шалости пера, на его неуклюжую экскурсию в ему, так казалось Плеханову, столь неподходящую область...

И уже тогда, в обстановке альпийской идиллии, у меня слагалось смутное и пока еще мало осознанное ощущение, что эти два столь непохожих друг на друга марксиста социал-демократа, невзирая на, казалось бы, им общую догму, не имеют общего друг с другом языка и смотрят как-то по-разному и в разные стороны. Разумеется, в те «доисторические» времена я еще не улавливал глубоких причин этого их взаимного непонимания. Но, во всяком случае, контраст двух натур уже тогда бросался в глаза.

По сравнению с широким умственным кругозором Плеханова с его всеобъемлющими интересами, дававшими пищу для неизменно яркого и талантливого реагирования его ума, Ленин казался таким серым и тусклым во всем, что не входило непосредственно в сферу той социальной проблемы, в которой помещалось целиком и без остатка проблема его жизни. Если из Плеханова как из неиссякаемого кладезя мудрости можно было черпать мысли и сведения по самым различным отраслям человеческого знания, беседовать с ним с поучением для себя не только о политике, но и об искусстве, литературе, театре, философии …. , то с Лениным при всей его осведомленности в русской экономической литературе и знакомстве с сочинениями Маркса и Энгельса тянуло говорить лишь о вопросах движения. Ибо малоинтересный и неинтересный во всем остальном, он, как мифический Антей, прикоснувшись к родной почве движения, становился сильным, искрящимся, и в каждом его соображении сказывалась продуманность. Следы того жизненного опыта, который, несмотря на его кратковременность и относительную несложность, успел сформировать из него настоящего специалиста революционного дела и выявить его прирожденную даровитость.

Было ли это революционное дело, которое пока еще не столько практиковалось, сколько складывалось в голове своего будущего организатора, действительно делом, отвечающим целям и методам международной социал-демократии, об этом трудно еще было судить в России 1890-х гг. Ибо надо вспомнить, что русское рабочее движение того времени едва делало свои первые шаги, и задача социал-демократических кружков, всех этих «союзов борьбы», тоже тогдашних дебютантов, сводилась к руководству стачками и усилиям направить внимание пролетариата в его борьбе не только на своего непосредственного врага – предпринимателя, но и на его друга и покровителя, на царское самодержавное правительство.

Эту на нынешний масштаб элементарную агитационно-пропагандистскую функцию Ленин выполнял с чрезвычайным искусством, и памятником его кипучей работы того времени кроме подпольных прокламаций осталось несколько популярных брошюр, в которых частные вопросы рабочего движения (например, вопрос о штрафах), трактовались в форме, на редкость доступной даже и для самой малосознательной пролетарской среды. И, разумеется, для нас, работавших в тех же кружках и так или иначе соприкасавшихся с этой его деятельностью, сектантские черты, проглянувшие в помянутом мною реферате, должны были отступить куда-то на задний план и казаться чем-то несущественным или даже уже превзойденным по сравнению со злободневными вопросами движения, так блистательно удовлетворявшимися Лениным.

К тому же вскоре, когда и Ленин, и я, и многие другие наши товарищи очутились разбросанными по тюрьмам и ссылкам, русский марксизм во всех его тогдашних оттенках был собран и объединен в открыто издававшемся в России марксистском ежемесячнике «Наше слово», и эта легализация в царской России марксистского периодического органа представлялась таким огромным завоеванием общественности, что настраивала на менее сектантский лад даже и ранее сектантски настроенного Ленина. Казалось, Ленин, корреспондировавший со мною в 1898 и 1899 гг. из своего сибирского пункта в тот пункт, где, по предписанию полиции, я имел свое принудительное жительство, под этим впечатлением окончательно эмансипировался от ранее свойственной ему точки зрения узкого подпольного кружка, сквозь упрощающую призму которого он привык рассматривать всю сложную перспективу общественного развития России.

К сожалению, это только казалось так. Мое и многих других марксистов социал-демократов единомыслие с Лениным было тем обманчивым миражом, возникновением которого мы обязаны примитивности не только рабочего движения 1890-х гг., о которой я уже имел случай говорить, но и всей русской общественно-политической жизни того времени в целом. Еще не образовавшей организованных партий и не знавшей политической борьбы в сколько-нибудь развернутом виде и систематически. Ведь если социал-демократия как общерусская партия образовалась, и то номинально, в 1898 г., а на деле лишь в 1903 г., то возникновение других как социалистических, так и буржуазных партий относится к еще более позднему времени.

Мне вместе с Мартовым пришлось жестоко расплачиваться за это недоразумение, когда по окончании нашей ссылки мы заключили, по выражению Ленина, наш «тройственный союз» (Ленин, Мартов и я), поставив себе целью создать нелегальный литературный центр – газету «Искра» и журнал «Заря» и сделать их орудием построения действительно общерусской объединенной и организованной партии. У нас всех троих как будто бы была и общая идейная платформа – борьба за ортодоксально-марксистское направление в партии против начавших замечаться уклонов движения, с одной стороны, в сторону беспринципного практицизма, с другой – в сторону так называемого «ревизионизма», вдохновлявшегося примером Бернштейна в Германии и приобретавшего широкую популярность в кругах марксистской интеллигенции. Она через ревизионизм постепенно отходила от социал-демократии.

По мере того как общественная депрессия в России сменялась нараставшим подъемом и общественное движение, направленное против царского самодержавия, все сильнее дифференцировалось, эта идейная общность с Лениным становилась все более призрачной, и те же как будто бы слова, тождественного как будто бы понятия, наполнялись совершенно непохожим друг на друга, радикально различным содержанием.

Конечно, то, что ясно теперь, после всего происшедшего, лишь медленно уяснилось нашим сознанием в те три года совместной работы с Лениным в «Искре», когда, споря по отдельным частным поводам, мы еще не могли уловить того общего смысла разногласий, который лежал в основе всех этих споров. Да, впрочем, и Ленина периода «Искры» было бы ошибочно представлять себе уже с той законченной идеологией и даже с той психологией, с какой он впоследствии в качестве диктатора мог бестрепетной рукой совершать свой эксперимент над истомленной Россией.

Однако Ленин периода «Искры» уже не был и Лениным, которого мы знали в годы доисторического марксизма. Его исходное сектантство, так неприятно поразившее меня уже при первом моем с ним знакомстве, вопреки всем ожиданиям не только не исчезло ко времени нашей совместной работы в «Искре», а наоборот, сделало дальнейшие шаги и предстало перед нами, его коллегами по редакции, в форме гораздо более конкретной, чем прежде, для нас как нельзя более тягостной. То, что в подпольном кружке петербургского «Союза борьбы» при несложности задач, подлежавших тогда разрешению, проходило сравнительно незаметным, теперь, за редакционным столом, в обстановке с каждым днем разгоравшейся политической борьбы, становилось чрезвычайно неприятным осложнением в нашей общей работе.

А ведь надо сказать, что мы все, стоявшие наиболее близко к делу, и Мартов, и Вера Засулич, и я, мы все ценили Ленина не только за его знания, ум, работоспособность, но и за его исключительную преданность делу, всегдашнюю готовность отдаваться ему целиком, нагружая себя сверх меры самыми неблагодарными функциями и неизменно добросовестно их выполняя. И, тем не менее, атмосфера общения с ним была в корне отравлена тем, что Ленин, в сущности, органически не переваривал мнений, отличных от его собственных. Поэтому всякое редакционное разногласие имело тенденцию превращаться в конфликт с резким ухудшением личных отношений, с открытием военных действий, со стратегическими хитростями и неистовыми усилиями дать, чего бы это ни стоило, перевес своим взглядам….

И еще менее способен был Ленин признавать рядом с его собственной организацией, какую бы то ни было другую. В пределах социал-демократии или за ее пределами, в рядах всего общественного движения, направленного против режима самодержавия, Ленин знал лишь две категории людей и явлений: свои и чужие . Свои, так или иначе, входящие в сферу влияния его организации, и чужие, в эту сферу не входящие, и стало быть, уже в силу одного этого трактуемые им как враги. Между этими полярными противоположностями, между товарищем-другом и инакомыслящим врагом, для Ленина не существовало всей промежуточной гаммы общественных и индивидуально человеческих взаимоотношений, и поэтому политический тезис о возможных совместных действиях с другими партиями и группами в борьбе против общего врага, хотя им поневоле и не отрицался тогда теоретически, но практически оставался пустой фиктивной формулой, которую он не был бы в силах даже и при желании наполнить реальным содержанием...

Но от того ли, что мы сами в большей или меньшей степени, не сознавая, поддавшись влиянию его сектантски фанатического умонаправления, или ежедневная докучливая борьба с ним по другим, казалось, более актуальным вопросам отвлекала наше внимание, только факт тот, и это, справедливости ради я должен признать, что на первых порах, вернее, до самого разрыва с ним на съезде 1903 г., мы не заметили самого, пожалуй, многознаменательного этапа в развитии его общественного мировоззрения. Мы проглядели, как во взглядах этого субъективно преданнейшего адепта учения Маркса исподволь сформировалось представление о партии и ее роли в рабочем движении, которое шло радикально вразрез со всей марксистско-общественной концепцией и противоречило всему духу международной социал-демократии.

А между тем и в своих печатных произведениях того времени, посвященных вопросам организации партии, в особенности в своем известном «Что делать?», и в своих все более учащавшихся практических сношениях с деятелями движения, Ленин систематически и планомерно, шаг за шагом строил свою организацию «профессиональных революционеров».

Эта организация нам представлялась – и в этом заключался наш грех – нормальной организацией социал-демократической партии, лишь приноровленной к условиям подпольного существования в царской России. На самом же деле это был уже эмбрион того коммунистического аппарата, при помощи которого только что освобожденная от царизма Россия была связана по рукам и по ногам новой, не лучшей, а может быть и худшей, чем царская, независимой от народных масс, безответственной бюрократической иерархией.

Именно в те годы «Искры» Ленин дал теоретическое обоснование для той концепции революционного движения и революции, согласно которой массы лишь выполняют послушную роль в руках группы революционеров, сознательного меньшинства, обладателя истины. И, надо сказать, что никто, как Ленин, не был в такой мере приспособлен для миссии полновластного главы подобной диктаторской группы. Ибо никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорить своей личности, как этот на первый взгляд такой невзрачный и грубоватый человек, по видимости не имеющий никаких данных, чтобы быть обаятельным.

Плеханов, по сравнению с ним, куда более блистал своей даровитостью, куда был шире по образованию, куда был более значителен по уму, способному творчески преодолевать самые сложные вопросы теории. И не только Плеханов, этот основоположник русского марксизма, но и Мартов имел все основания с успехом оспаривать у Ленина его влияние на слагающуюся партию. И, пожалуй, Мартов еще больше, чем Плеханов. Ибо по направлению своих способностей, сосредоточенных на злободневных задачах политики, на нуждах движения, он был более доступен и близок людям, чем теоретичный Плеханов. Бесподобный публицист и многоопытный практик, с 18-летнего возраста окунувшийся в самую гущу борьбы, он чрезвычайно ценился Лениным, и я помню отзыв Ленина, в особенности в 1901 г., когда этот не склонный к чувствительности человек говорил о Мартове с нескрываемым чувством почти восхищения. В партийно же организованной среде трудно было найти другого, более популярного деятеля. К тому же, если Ленин нередко тяготился слишком долгими разговорами даже со своими ближайшими товарищами и искал уединения, то Мартов был положительно неутомим в своем общении с людьми, всегда готовый расточительной рукой сыпать блестки своей вдумчивой и впечатлительной мысли. Он был точно рожден стать средоточием партии, ее воистину излюбленным представителем.

И, однако, ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладали секретом излучавшегося Лениным прямо гипнотического воздействия на людей, я бы сказал, господства над ними. Плеханова почитали, Мартова любили, но только за Лениным беспрекословно шли как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело с неменьшей верой в себя. Если французский король Людовик XIV мог говорить: государство – это я, то Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия – это он, что он концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал.

Я помню, что эта своего рода волевая избранность Ленина производила когда-то и на меня впечатление … Производила до тех пор, пока более близкое знакомство с ним не приоткрыло мне, что за этими великими достоинствами скрываются также великие изъяны, отрицательные черты, которые, быть может, были бы уместны у какого-нибудь средневекового или азиатского завоевателя, в лучшем случае у главы старомодного заговора, но отнюдь не у современного социалиста-политика, желающего быть выразителем самодеятельного рабочего движения.

Что и говорить, Ленин был превосходный организатор, но организатор на особый лад. Он умел подбирать вокруг себя расторопных, способных, энергичных, подобно ему волевых людей, людей, безгранично в него верящих и беспрекословно ему повинующихся, но людей без самостоятельной индивидуальности, без решимости и способности иметь свое особое мнение, отличное от мнения Ленина, и тем более способности отстаивать перед Лениным это особое мнение. Естественная и законная во всякой организованной партии дисциплина переходила здесь в полувоенную субординацию. Формировались не кадры социал-демократических деятелей массового движения, а командный состав из агентов партийного центра, диктующий сверху свою волю послушному большинству. Формировался персонал «революционного меньшинства», которому предстояло при счастливой исторической конъюнктуре захватывать власть и быть, во всяком случае, готовым ко всякой авантюре.

Конечно, эти черты не сразу появились на свет в законченном виде, и тем более не сразу, как я уже сказал, нам уяснился смысл этих черт. Но все же и тогда, в те кажущиеся теперь такими далекими годы «Искры», присутствуя при фабрикации и подготовительной тренировке Лениным такого рода «агентов», я не всегда чувствовал себя хорошо. А иногда вместе с другими моими товарищами по редакции я чувствовал себя и совсем уже скверно. Это тогда, когда приходилось убеждаться, что непримиримо строгий к чужим, Ленин «своих», ему нужных «агентов», удовлетворявших его в своем качестве профессионалов, готов был отстаивать со свойственной ему настойчивостью, сознательно закрывая глаза на их личное поведение, на их моральную небезупречность…..

Еще за полгода до съезда 1903 г., на котором произошел партийный раскол, отношения между Лениным, с одной стороны, и Мартовым, и Верой Засулич, и мной – с другой, и прежде натянутые, окончательно испортились. Случайным поводом, раскрывшим нам глаза на этот аморализм Ленина и переполнившим нашу чашу терпения, было исполненное цинизма сопротивление, оказанное им рассмотрению нашей коллегией обвинения, предъявленного пострадавшей стороной против одного из наших ближайших агентов. Для Ленина все такие обвинения, хотя бы они касались вопроса о смерти человека, были только излишней помехой на пути его политических достижений, и, как таковые, их нужно было просто отмести (примечание: речь идет об агенте «Искры» «ленинце» Н. Э. Баумане, который своими бестактными выходками довел влюбленную в него женщину до самоубийства) .

Цель оправдывает средства! ….. В своей личной жизни скромный, неприхотливый добродетельный семьянин, добродушно ведший ежедневную, не лишенную комизма борьбу со своей тещей – она была единственным человеком из его непосредственного окружения, дававшим ему отпор и отстаивавшим свою личность, - Ленин был неукоснительным последователем этого макиавеллевского рецепта политики. Он как нельзя более удачно сумел его сделать основой для деятельности всей той части партии, которая пошла за ним и впоследствии преобразилась из социал-демократии в коммунистическую бюрократию советской деспотии и в авантюристов Коминтерна.

Именно отсюда, от этих первых уроков партийно-житейской мудрости, преподанных Лениным еще четверть века назад и упавших на благодарную почву среды, воспитанной царским режимом, ведет свое начало тот отбор человеческого материала, который под ферулой Ленина собрал так много энергичных, смелых и способных людей, наградив их, однако, в придачу к этим добрым качествам и недобрым – моральной неразборчивостью, часто моральной негодностью и непозволительным авантюризмом. И в этой именно школе аморализма воспитался ныне всесветно известный тип «большевика». Он имел в хаосе войны и ее сопровождавшего разрушения России свой счастливый час. И он имеет теперь, в десятилетнем господстве советской власти, и своего рода моральную Немезиду, как это ни кажется парадоксальным на первый взгляд. Ибо что может быть непригляднее зрелища бывшего революционера так безболезненно легко не только внешне, но и внутренне, психологически, превращающегося в самого вульгарнейшего бюрократа, в «помпадура» новой деспотии, как это в массовом масштабе происходит сейчас с птенцами из когда-то многообещавшего революционного «искровского» питомника Ленина?!

Болезнь и смерть избавили Ленина от печальной участи до конца расхлебать эту кашу, заваренную им. Заваренную им не по Марксу, а именно во славу того аморализма, который представлялся ему таким практически целесообразным и который оказался, в конце концов, несмотря на временные головокружительные успехи, таким непрактичным и страшным по своим последствиям.

1903 г. положил конец моему личному общению с Лениным. Я разошелся с ним вместе с моими другими товарищами по редакции и партии в то время, когда взгляды Ленина на общественное развитие России и на предстоящую ей революцию казались так мало чем отличающимися от взглядов, общих всем нам. Ведь специфические идеи Ленина определились лишь позже: только примерно с 1905 г. датируется первый шаг в его эволюции, за которым второй и решающий относится уже к эпохе мировой войны и последующей катастрофы России.

Но уже в те стародавние времена начало разрыву положено было именно аморальной атмосферой, в которой якобинско-сектантские мотивы Ленина носились еще в эмбриональном виде, но которая делала уже невозможной дальнейшую совместную работу с ним в одной организации. Эта невозможность таила в себе предчувствие растущего, но еще не сформулированного дальнейшего расхождения.

История превзошла все наши тогдашние опасения, превратив нашего аморального бывшего коллегу в рокового человека для России и ее рабочего класса.

На этом я кончаю свои беглые воспоминания о Ленине и ретроспективные размышления о нем, пробужденные этими тенями нашего общего прошлого.

Потресов Александр Николаевич , русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Родился в семье генерал-майора. Окончил естественный факультет Петербургского университета (1891) и 2 курса юридического факультета (1893). С начала 90-х гг. участвовал в марксистских кружках. В 1896 входил в Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; арестован, в 1898 сослан в Вятскую губернию. В конце. 1899‒1900 участвовал в создании «Искры», был членом её редакции. На 2-м съезде РСДРП (1903) примкнул к меньшевикам, с тех пор оставался виднейшим сотрудником и руководителем меньшевистских изданий. В годы реакции 1908‒10 П. ‒ один из лидеров ликвидаторов . Во время 1-й мировой войны 1914‒18 социал-шовинист. В 1917 играл руководящую роль в буржуазной газете «День», боровшейся против большевиков. После Октябрьской революции 1917 эмигрировал за границу; сотрудничал в контрреволюционной газете А. Ф. Керенского «Дни».

  • - , император, сын Николая I. В 1856 дал амнистию декабристам, петрашевцам и др. Под влиянием поражения России в Крымской войне 1853-56 правительство А. II подготовило и провело...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Александр Николаевич - рус. социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. В 90-е гг. 19 в. примкнул к марксистам. Сблизился с петерб. "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса"...

    Советская историческая энциклопедия

  • - ...

    Энциклопедический словарь псевдонимов

  • - вице-адмирал, † 14 июня 1881...
  • - Главный тренер футбольной команды "Шинник" с января 1998 г.; родился 1 октября 1948 г. в г. Владивосток; окончил НГПИ, Высшую школу тренеров при ГЦОЛИФК в Москве в 1983 г.; играл в командах "Черноморец" , "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, сержант. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 183 иап. 11 июля 1943 г. на Курской дуге в воздушном бою сбил 3 самолета противника, а четвертый - таранил...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - публицист, переводчик, издатель, приверженец спиритизма, один из основоположников науч. иссл. парапсихических явлений...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Исполнительный директор ЗАО Банкирский дом "Санкт-Петербург" с сентября 1998 г.; родился 4 июля 1966 г. в Ангрене Ташкентской области Узбекской ССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Император Всероссийский, сын императора Николая I и супруги его, императрицы Александры Федоровны, род. в стенах Московского Кремля 17 апр. 1818 г. Жуковский приветствовал его рождение вещими стихами: Да...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Аксаков, Александр Николаевич, писатель о спиритизме, 1832 - 1903...

    Биографический словарь

  • - Александр Николаевич, политический деятель, публицист. В 1896 член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1900 член редакции газеты "Искра". С 1903 один из лидеров меньшевизма...

    Русская энциклопедия

  • - последователь спиритического учения - ум. в 1903...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Александр Николаевич, русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Родился в семье генерал-майора. Окончил естественный факультет Петербургского университета и 2 курса юридического факультета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский ученый, племянник С.Т. Аксакова. Положил начало исследованию оккультных феноменов в Германии и России, особенно медиумизма и спиритизма. Издавал в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien" ...
  • - основатель школы биохимиков, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Народоволец; в 1885—1917 в эмиграции. Исследовал химизм фотосинтеза и окислительные процессы в клетке...

    Большой энциклопедический словарь

  • - драматург Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу, пьесу можно и прочесть. Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Потресов Александр Николаевич" в книгах

Александр Николаевич Вертинский

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Александр Николаевич Вертинский И залезли мне в сердце девчонки, Как котята в чужую кровать. А. Вертинский. «Доченьки» Я горжусь знакомством с Александром Николаевичем Вертинским. Я влюблен в его дар, в его уникальное искусство. Знакомство наше состоялось случайно, по

ПУГОВОЧНИКОВ Александр Николаевич

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ПУГОВОЧНИКОВ Александр Николаевич Полковник Русской армииПолковник ВС КОНРРодился 4 сентября 1886 г. Русский. Из дворян Воронежской губернии. Окончил по 1-му разряду Николаевское кавалерийское училище. 5 мая 1905 г. в числе окончивших 78-й училищный выпуск, в чине корнета

В. А. Потресов Из беженских скитаний Сергея Яблоновского

Из книги Дедушка, Grand-pere, Grandfather… Воспоминания внуков и внучек о дедушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX – XX веков автора Лаврентьева Елена Владимировна

В. А. Потресов Из беженских скитаний Сергея Яблоновского Я никогда не видел своего деда, не сидел у него на коленях, не дергал за бороду. Хотя, когда в конце 1953 года его не стало, я учился в первом классе 110-й московской мужской средней школы. Вот в том-то и дело: я ходил в

МАЛЬЦЕВ Александр Николаевич

автора

МАЛЬЦЕВ Александр Николаевич (06.06.1952). Член Секретариата ЦК КПСС с 26.07.1991 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1985 г.Родился в городе Муроме Владимирской области. Русский. В 1979 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат

ШЕЛЕПИН Александр Николаевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ШЕЛЕПИН Александр Николаевич (18.08.1918 - 24.10.1994). Член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС с 16.11.1964 г. по 16.04.1975 г. Секретарь ЦК КПСС с 31.10.1961 г. по 26.09.1967 г. Член ЦК КПСС в 1952 - 1975 гг. Член КПСС с 1940 г.Родился в г. Воронеже в семье железнодорожного служащего. Русский. Среднюю школу, в

ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич (02.12.1923). Член Политбюро ЦК КПСС с 28.06.1987 г. по 13.07.1990 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 28.01.1987 г. по 28.06.1987 г. Секретарь ЦК КПСС с 06.03.1986 г. по 13.07.1990 г. Член ЦК КПСС в 1986 - 1990 гг. Член ЦРК КПСС в 1971 - 1976 гг. Член КПСС в 1944 г. - августе 1991 г.Родился в

Лушков Александр Николаевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Лушков Александр Николаевич Капитан 2-го рангаРодился 2 августа 1888 г.{~1~} Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Уроженец Кронштадта. Окончил Морской корпус в 1906 г. После плавания корабельным гардемарином на эскадренном броненосце «Слава» 6 апреля 1907 г. произведен в

Александр Николаевич Островский

Из книги автора

Александр Николаевич Островский Во взаимоотношениях талантливого драматурга и прославленного артиста много прекрасных страниц, но есть и заметные противоречия, какие-то спорные моменты, о чем свидетельствуют их современники. Несомненна близость их художественных и

Синицын Александр Николаевич

автора Аполлонова А. М.

Синицын Александр Николаевич Родился в 1913 году в гор.Туле в семье рабочего. После семилетки поступил в школу ФЗУ. Одновременно учился в Тульском аэроклубе, затем в летной школе. Работал летчиком-инструктором. С 1942 года - участник Великой Отечественной войны. Звание

Тюрин Александр Николаевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Тюрин Александр Николаевич Родился в 1909 году в городе Туле. После учебы в школе работал на заводе «Штамп». С марта 1942 года участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков. Был тяжело ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 18 мая 1943 года. После войны снова

Харитошкин Александр Николаевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Харитошкин Александр Николаевич Родился в 1922 году в селе Дощатое Выксинского района Горьковской области. Окончил среднюю школу и аэроклуб. Военную службу начал по путевке Ленинского комсомола с 1 сентября 1940 года. В Великую Отечественную войну прошел боевой путь от

БЕНУА Александр Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

БЕНУА Александр Николаевич 21.4(3.5).1870 – 9.2.1960Живописец, театральный художник, художественный критик, историк искусства, режиссер, мемуарист. Один из учредителей и идеологов объединения «Мир искусства». Постоянный сотрудник журнала «Мир искусства» (1899–1904), с 1904 –

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (р. 1818 - ум. 1881)Российский император с 1855 по 1881 г. Старший сын Николая I. Воспитателем Александра II был генерал П.П. Ушаков, наставником - поэт В.А. Жуковский. Александр II женился в 1841 г. на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане Вильгельмине

Александр II Николаевич

Из книги Российский царский и императорский дом автора Бутромеев Владимир Владимирович

Александр II Николаевич Весной 1818 года великий князь Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной проводили Святую неделю в Москве, поклоняясь древним святыням. Здесь, 17 апреля, у великокняжеской четы родился сын-первенец, названный Александром.Хотя в то время

Потресов Александр Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

). Прабабушка была урожд. Красенская, а её родная тётка, сестра отца, Н.Д.Красенская (1841-1888, как пишет Б.И.Николаевский, из семьи богатого помещика , т.е. майора Д.И.Красенского, 1764-1848) вышла замуж за Н.Е.Потресова (1818-1875), представителя мелкопоместного служилого рода, впоследствии ген.-майора и председателя Харьковского военно-окружного суда. От этого брака и произошёл на свет в Москве 19 августа 1869 г. будущий русский социал-демократ, единственный ребёнок в семье* (см.: https://www.geni.com/family-tree/html5#34715170651).

Отец Н.Е.Потресова происходил из мелких помещиков Тверской губ. Он участвовал в александровских войнах, был при Бородине и умер в чине майора в 1824 г. В одном из военных походов он женился на некой пруссачке, ставшей матерью его детей. Оба его сына стали офицерами, Николай - артиллеристом, колесившим со своей бригадой по России. Во время стоянки в г. Юрьеве Владимирской губ. он встретился со своей будущей женой, 17-летней дочерью местного помещика Н.Д.Красенской.

После свадьбы супруги жили на юге России, где Н.Е.Потресов командовал артиллерийской бригадой. В чине полковника и уже немолодым человеком он едет в Петербург и проходит подготовку на военного юриста. После этого характер его карьеры меняется, он служит в крупных городах: Москве, Казани, Харькове. На посту председателя Харьковского военно-окружного суда он и умирает.

В детстве Саша Потресов часто гостил в Никольском, родовом имении Красенских в Юрьевском у. Владимирской губ., куда приезжал с матерью уже из Петербурга 7-12-летним мальчуганом . Его мать любила навещать усадьбу, где выросла, и с которой у неё было связано множество воспоминаний. Сам А.Н.Потресов писал в своих неоконченных мемуарах (1929), что никогда не мог забыть имения своего дяди - Никольского, где обычно жил летом (дядя - старший брат матери И.Д.Красенский, гласный и мировой судья; подробнее см.: , о революционерах - помещичьих детях см.: ).

О своей матери Потресов пишет: "болезненная и всегда прихварывающая"

После смерти отца мать с сыном переезжают в Петербург, где проходят годы учёбы и молодости А.Потресова. В гимназический период на фомирование взглядов мальчика большое влияние оказал его старший дядя А.Д.Дмитриев, чиновник-вольнодумец, обладатель большой библиотеки. В 1887 г. он окончил частную гимназию Гуревича, потом естественное отделение физико-математического факультета Университета (1891), а потом ещё три года учился на юридическом факультете, но по болезни его не окончил.

Раннняя смерть родителей и получение наследства, несомненно, были одним из факторов, повлиявших на дальнейший образ жизни молодого барина. В 1891-93 гг. он начал участвовать в работе социал-демократических кружков под руководством экстерна-юриста П.Б.Струве и коллеги-естественника Ю.О.Цедербаума (будущего Л.Мартова). Впервые побывав заграницей ещё двадцатилетним студентом в 1889 г., Потресов неоднократно бывал там и в дальнейшем, поддерживая связи с марксистской группой «Освобождение труда».

Унаследовав от матери значительное состояние, он использовал его для легального издания социал-демократической литературы в России. Тогда же он начал выступать с собственными статьями. Среди ряда его литературных псевдонимов - А.Красенский . Современный исследователь Н.Фролов пишет: в 1895 году (точнее, в конце 1894 г. - С.К.) Потресов познакомился с восходящей звездой революционного движения 25-летним Владимиром Ульяновым. Молодые люди (будущий Ленин был на год моложе Потресова) быстро подружились и в течение нескольких лет поддерживали самые тесные отношения. «Старик» — таков был партийный псевдоним Ленина, а Потресова именовали «Старовером» (http://www.vladregion.info/articles/krasenskie). В самом конце 1917 г. Потресов вспоминал об этой своей первой встрече с будущим Лениным, которого назвал в своей статье готтентотом и совершенно исключительным образчиком примитивизма - увы, чрезвычайно пришедшегося ко двору примитивизму России (https://ru-history.livejournal.com/4808296.html).


А.Н.Потресов в 1904 г.

В 1896 г. Потресов вступает в петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», участвует в Парижском конгрессе 2-го Интернационала, вскоре впервые арестовывается и ссылается в Вятку. Вернувшись из ссылки, в 1900 г. выезжает в Германию и Швейцарию, где занимается подготовкой издания общероссийской социал-демократической газеты Искра , став потом членом её редколлегии. Снова предоставим слово Н.Фролову:

В 1900 г. во Пскове Ульянов, Потресов и Мартов заключили „тройственный союз“, главной целью которого было издание знаменитой газеты „Искра“. В апреле того же года Потресов выехал в Швейцарию. Перед ним стояла задача наладить выпуск газеты. Ульянов взял на себя организацию опорных пунктов корреспондентов и распространителей нового печатного органа на севере России, а Мартов — на юге. Но фактически именно Потресов стал «крестным отцом» первого социал-демократического периодического издания России. До 1903 года Ленин и Потресов оставались в дружеских отношениях, постоянно переписываясь. Однако после II съезда РСДРП пути «Старика» и «Старовера» разошлись .

На знаменитом 2-м съезде РСДРП в 1903 г. произошло его расхождение с Лениным «по организационным вопросам» и выявилось различие политических взглядов (в частности, Потресов не признавал тезис «гегемонии пролетариата» ) , в результате чего он вошёл в бюро меньшинства и стал одним из лидеров меньшевицкого крыла РСДРП. Дальше - типичная карьера политического эмигранта-интеллигента: дискуссии, склоки, расколы, примирения, коалиции, съезды, конференции. Вернувшись по амнистии октября 1905 г. в Россию, он оставался там до самого своего окончательного отъезда уже при большевиках.

Потресов был «ликвидатором», т.е. сторонником ликвидации подпольщины и нелегальщины, стоял лишь за разрешённые законом формы политической деятельности. В частности, им предпринимались неоднократные попытки создать легальные социал-демократические издания в России. С 1910 г. он издавал журнал Наша Заря , позднее - Наше дело и Дело . Выступал против идеи объединения социал-демократии без большевиков, усматривая в этом согласие на существование нелегальной политической организации, неподконтрольной общему партийному руководству. В Истории русского масонства ХХ века А.И.Серкова есть указание на принадлежность А.Н.Потресова к масонству, но не уточняется, когда именно и в какую ложу он вступил.


Полицейская фотография 1910 г.

С началом Великой войны Потресов занял отчётливо антигерманскую (Германия как наибольшее зло) и условно патриотическую (непротиводействие делу обороны и противодействие правительству) позицию. Будучи выслан весной 1915 г. из Петрограда вместе со всей редакцией закрытого властями Нашего дела , Потресов поселился в Москве, где с осени 1916 г. издавал журнал Дело , участвовал в рабочих группах Центрального и Московскго ВПК. Приехав в Петроград лишь в мае 1917 г., редактировал газету День, поддерживавшую Временное правительство, был избран депутатом Учредительного собрания. В Октябрьском перевороте Потресов увидел больше варварских, азиатских черт, чем европейских . Он утверждал, что произошло убийство демократии и торжествует социализм дураков . В сентябре 1918 г. он формально вышел из РСДРП, перешёл на нелегальное положение и даже вступил в эсеровско-кадетский «Союз возрождения России».

1 сентября 1919 г. Потресов был арестован Петроградской ЧК, причём ранее были взяты в заложники его жена и дочь. Он избежал расстрела благодаря заступничеству ряда большевицких бонз (называют Горького, Бухарина, Красина и Луначарского), гарантиям лидеров меньшевиков Мартова и Дана, а также некоторой сентиментальности Ленина. В 20-х числах октября его перевезли в Москву на Лубянку, но уже в ноябре отпустили по «октябрьской» амнистии, после чего, стараниями меньшевиков, он находился в санатории, по возвращении из которого с начала 1920 г. жил в Москве.

В апреле 1920 г. происходит новый, краткий, арест Потресова, во время которого за него даёт ручательство А.Б.Гольдендах (Рязанов), а сам он - письменное обязательство не вести активной борьбы против советской власти; летом 1920 г. его вновь амнистируют. После этого эпизода А.Н.Потресов отошёл от политики и занялся научной и преподавательской работой в учреждённом в 1921 г. Институте Маркса и Энгельса и Социалистической академии, одновременно состоя членом общества Политического Красного Креста (1922).


Справочник "Вся Москва" даёт точный адрес А.Н.Потресова: Троицкий пер. 9, кв. 9 (правда, в ордере ВЧК 1920 г. стоит кв. 3). Вот этот доходный дом справа, снимок 1913 г. Можно отметить такую деталь: известный журналист, впоследствии эмигрант, С.В.Потресов (Яблоновский), троюродный племянник А.Н.Потресова, жил в 1917 г. неподалёку, во 2-м Ильинском пер., д. 3. Более любопытно, однако, что в относительной близости, в Б.Афанасьевском пер., жили родственники Потресова, его двоюродный племянник и две племянницы Красенские - последние хозяева Никольского, места его детских впечатлений и предмета позднейших воспоминаний; в конце 1918 г. их отец и двое его младших сыновей были убиты "в порядке красного террора" местными чекистами


Троицкий пер. был в 1922 г. переименован в Померанцев в честь какого-то революционного прапорщика

В июле 1922 г. Ленин отнёс Потресова к числу «господ, которых следует выслать за границу безжалостно». Однако лишь в конце 1924 г., после заключения авторитетного консилиума и в обмен на передачу в Институт Ленина подлинников ленинских писем, он получает разрешение на «выезд на лечение заграницу» (у него был туберкулёз позвоночника). Вот тут стоит процитировать фрагмент из записок моего деда: « Я помню, что вместе с мамой в 1925 г. мы навещали его в Москве. Он жил на Остоженке. Занимался научной работой, отойдя от политической деятельности» . Скорее всего, это был прощальный визит перед отъездом.

Заграницей Потресов сначала недолго жил в Берлине, потом переехал в Париж. Во Франции он написал ряд книг, в частности, В плену иллюзий (1927), где давал оценку большевицкого переворота как реакционного , а власть большевиков, соглашаясь с К.Каутским, характеризовал как деспотию олигархической клики - нового эксплуататорского класса , призывая к её свержению. «Практика большевицкой диктатуры будет служить непререкаемым свидетельством банкротства всех осточертевших «измов», которыми до полного обалдения насильственно пичкался несчастный народ, попавший вместо кролика под нож социального экспериментатора».

Тогда же были написаны и воспоминания о Ленине - «главном виновнике катаклизма, по размаху своего разрушения не имеющего себе равного в истории» . Ленин, по Потресову, человек, «воспитанный в школе аморализма, серый и тусклый во всём, что не входило непосредственно в сферу главной задачи его жизни - создания организации профессиональных революционеров». Он обладал способностью «собирать вокруг себя тех, кто был наделён моральной неразборчивостью и авантюризмом». В результате ленинской работы социал-демократия преобразовалась в коммунистическую бюрократию советской деспотии . Будущее России рисовалось Потресову мрачным, но крах большевицкого режима он считал неизбежным.


А.Н.Потресов в 1925 г.


Фрагмент колумбария кладбища Пер-Лашез; захоронение А.Н.Потресова - вторая ячейка справа в нижнем ряду, его жены Е.Н.Потресовой (ур. Тулиновой, 1874-1942) - первая ячейка справа во втором ряду снизу:

P.S. Это написано, в частности, к тому, что социал-демократия это одно, а большевизм-ленинизм-сталинизм-брежневизм-ч екизм - нечто совсем другое. Безумие или сознательная ложь видеть в массовом дикарстве, вышедшем из десятилетий советского эксперимента , некий аналог нормальных массовых обществ, важнейшей частью которых является социал-демократия, так же как видеть в Ульянове (Ленине) русский аналог её столпов. А.Н.Потресов - определённо не мой герой. Но он и подобные ему вполне имели право на существование в рамках цивилизованного политического развития России, как одна из законных составных его частей, именно по аналогии и образцу других европейских стран. А вот ульяновы, бронштейны, дзержинские, свердловы, джугашвили такого права не имели, были человеческими и историческими ошибками, патологическими девиациями от европейского, культурного пути, мутными болотными огоньками, приманивающими к шагу в бездонную трясину. Это надо понимать и помнить. За ними пошли, но это их не извиняет и не оправдывает, равно как и не делает чести тем, кто пошёл - дураки выбрали поводырями преступников и подлецов. Это и есть генезис совка. И нам предлагается сохранять верность этому безумному выбору, чтить его память!.. Но вот память об одном из отцов настоящей русской социал-демокаратии стоит сохранить.
_____________________
* В ходе моих блужданий по семейному Миусскому кладбищу (урезанному при советской власти более чем втрое) обнаружил хорошо сохранившуюся могилу некой Елизаветы Николаевны Потресовой (1878-1951), которая, однако, никак не могла быть дочерью умершего в 1875 г. Н.Е.Потресова.

А. Н. ПОТРЕСОВ

Александр Николаевич Потресов - участник российского революционного движения. В 90-е годы примкнул к марксистам. В 1896 г. - член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», был арестован и сослан в Вятскую губернию. В 1900 г. уехал за границу и принимал участие в создании газеты «Искра» и журнала «Заря», вошел в состав «Искры». На II съезде РСДРП присутствовал с совещательным голосом от редакции «Искры», искровец меньшинства. С 1903 г. - один из лидеров меньшевизма, до октября 1905 г. - в составе редакции «Искры». В 1906 г. принимал участие в работе ежедневных легальных меньшевистских органов «Невская газета», «Голос труда», в 1907 г. - в меньшевистском еженедельнике «Привет» (Петербург), в ежедневной, вначале левокадетской, а затем меньшевистской газете «Русская жизнь». В годы реакции Потресов, идеолог ликвидаторства, играл руководящую роль в меньшевистском журнале «Возрождение». С момента издания в 1908 г. и до закрытия в 1911 г. журнала «Голос социал-демократа» (Женева) - один из активных его сотрудников. Под его редакцией в Петербурге с 1910 по 1914 г. выходил ежемесячный журнал меньшевиков «Наша заря». Вокруг этого издания организовался и окончательно сформировался центр русских ликвидаторов. На смену закрытой «Нашей заре» вскоре пришел ежемесячный меньшевистский журнал «Наше дело». Он стал главным органом ликвидаторов, социал-шовинистов России в годы первой мировой войны. В № 1 журнала была напечатана статья Потресова «На рубеже двух эпох», отразившая программу издания. Во второй половине 1916 г. Потресов - инициатор издания двухнедельного научного и общественно-политического журнала «Деле», одним из редакторов которого он стал (последний номер журнала вышел в январе 1917 г.). После Октябрьской революции эмигрировал. За границей сотрудничал в еженедельнике А. Ф. Керенского «Дни», выступал с критикой установившейся в Советской России диктатуры пролетариата.

ПОСВЯЩЯЕТСЯ ЧИТАТЕЛЮ-ДРУГУ

«Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому», - писал Салтыков, умирая, своему сыну.

Мы сказали бы так: превыше всего ставь достоинство и честь свободной человеческой речи и, любя родную литературу, звание революционера предпочитай всякому другому.

История печатного слова в России - скорбная история бесконечных поношений и утонченного издевательства. В самодержавном застенке неустанно пытали и пытают музу русского писателя - «эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу». И если порой - в кои веки - ей легче становится жить и вольготней дышать, то лишь потому, что где-то раздалось - властно и страстно - революционное «слово и дело». Обратитесь к прошлому: в «вольностях» «Современника» и «Русского слова»