А л сиротюк обучение детей. Предисловие. Берлова А. Л. Домашние уроки для дошколёнка

Творческий х Центр

Москва 2003

Вкниге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Для педагогов, психологов, родителей, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ *

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Нейропсихологическое сопровождение обучения ... б

Глава 1. Индивидуальные особенности нейропсихологического развития 6

    Закономерности развития психики и мозга 6

    Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости 26

    Особенности обучения детей с проблемами

в развитии 37

Глава 2. Нейропсихология гиперактивного поведения

с дефицитом внимания 49

    Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности 50

    Нейропсихологические причины и механизмы синдрома дефицита внимания и гиперактивности 55

и учителям гиперактивных детей 62

2.4. Диагностика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 68

Глава 3. Диагностика учащихся 76

    Схема нейропсихологического заключения 77

    Исследование соматических заболеваний 78

    Исследование двигательной сферы 82

    Исследование познавательных процессов

и восприятия 87

    Исследование памяти 92

    Исследование внимания 95

    Исследование речи 96

    Исследование интеллекта 98

    Исследование произвольности 98

Глава 4. Коррекция, развитие и формирование высших психических функций 101

    Методы нейропсихологической коррекции 101

    Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» 109

4.3. «Программа формирования

нейропсихологического пространства

проблемного ребенка» 115

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Психофизиологическое сопровож дение 153

Глава 1. Индивидуальный латеральный профиль 153

  1. Структура 153

    Типы латеральной организации 164

    Роль индивидуального латерального профиля

в обучении и стрессе 186

    Методы диагностики ведущей модальности 194

    Методы диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга 201

    Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии 217

Глава 2. Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга 221

2.1. Функциональная асимметрия полушарий

и стиль учебной деятельности 223

    Влияние функциональной асимметрии полушарий на стиль преподавания 251

    Половая дифференциация 256

    Дифференцированное обучение на практике.. 264

    Холистические приемы обучения 270

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 275

ЛИТЕРАТУРА 282

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка.

Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде - у 60%, в Твери - у 48% обследованных. Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30- 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и ней-ропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательных школ впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление - нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования.

Публикуемая монография представляет собой обобщение опыта по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подходов к обучению детей в школе. В ней использованы научные труды Б.А. Архипова, Т.В. Ахутиной, Е.Ю. Балашовой, И.П. Брязгунова, П. Деннисон, В.Д. Еремеевой, H.H. Заваденко, Е.В. Касатикова, ЮА Клейберга, Н.К Корсаковой, А.Р. Лурия, Ю.В. Микадзе, Н.М. Пылаевой, A.B. Семенович, Э.Г. Симерницкой, О.Н. Усановой, К Ханна-форд, ЕД Хомской, Т.П. Хризман, Л.С Цветковой, Ю.С. Шевченко и других.

Часть первая

«Гимнастика, физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье полноценную и радостную жизнь» Гиппократ Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения


1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.


2. Кулакреброладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений по 810 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулакреброладонь»), произнося их вслух или про себя.


3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 68 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.


4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 5. Ухонос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


Ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения. В результате упражнений вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.




«В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает» Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.










Доброжелательная обстановка. Использовании музыкального сопровождения. Можно использовать в качестве физкультминутки. Усложнение и наращивание темпа заданий. Точность выполнения движений и приемов. Использовать движения рук, глаз, языка, дыхательные упражнения. Можно применять упражнения в индивидуальной работе. Продолжительность занятий от минут в день.


Сергеева Ю.М. – учитель начальной школы – детского сада 1853 компенсирующего вида. Использована литература: А.Л.Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников». М.: ТЦ Сфера, –80 с. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – СПб.,1996.

"Росток". Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2016 - 272 с.

В книге представлены результаты исследований психического развития детей от рождения до 9 лет. Раскрыты вопросы особенностей и повреждающих факторов психического развития детей и их последствий. Даются конкретные методики, помогающие направить развитие ребенка в естественное русло. Адаптивная коррекционно-развивающая парциальная программа "Росток", предложенная авторами книги, направлена на развитие высших психических функций ребенка, развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия, обеспечение саморегуляции его психической деятельности. Использование материалов книги позволит решить многие задачи ФГОС ДО. Книга рекомендована психологам, педагогам и воспитателям ДОО, учителям начальных классов, студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов, слушателям курсов повышения квалификации в системе образования, родителям и всем, кого интересует проблематика психического развития детей. Данное пособие представляет собой переработанное издание книги авторов "Современная методика развития детей от рождения до 9 лет" (М., 2009).

Формат: pdf

Размер: 6,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей в период интенсивного роста 8
Анатомо-физиологическая основа высших психических функций 8
Некоторые закономерности психического развития детей 17
Глава 2. Повреждающие факторы психического развития детей 33
Пренатальный период развития 33
Повреждающие факторы пренатального периода развития 33
Психоневрологические осложнения пренатального периода развития 38
Натальный период развития 38
Повреждающие факторы натального периода развития 38
Психоневрологические осложнения и отсроченные последствия натальной патологии 42
Постнатальный период развития 55
Повреждающие факторы постнатального периода развития 55
Нейропсихологические синдромы и симптомы 56
Глава 3. Методы психического развития детей (дидактические материалы) 62
Нормализация общего тонуса мышц тела 66
Растяжки 66
Массажи 70
Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации 74
Прыжки на фитнес-мячах 76
Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус) 77
Упражнения для развития тонального звукоразличения (шумовое восприятие) 79
Упражнения для развития слухомоторной координации (чувства ритма) 80
Упражнения для развития зрительной памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации 82
Упражнения для развития зрительной памяти и зрительного восприятия 85
Упражнения для развития зрительно-моторной координации 86
Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия 89
Визуализация 90
Упражнения для развития артикуляции 91
Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук 94
Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия 96
Дыхательные упражнения 100
Упражнения на релаксацию (по Т.Д. Марцинковской) 103
Упражнения для развития рефлексии (по М.В. Киселевой) 104
Упражнения для развития пространственных представлений 105
Упражнения для развития воображения 107
Удержание двигательных программ 108
Упражнения для развития произвольности, концентрации внимания, самоконтроля, элиминации агрессивности и импульсивности 108
Упражнения для развития произвольности и самоконтроля 108
Упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности 109
Упражнения для развития концентрации внимания 109
Упражнения для развития коммуникативных навыков 115
Использование музыки в коррекционно-развивающей работе 122
Рефлексотерапия: точечный массаж при заикании 127
Поощрение и наложение санкций 129
Глава 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми периода интенсивного роста 132
Программа коррекционно-развивающей работы «Росток» с детьми периода интенсивного роста 134
Занятие 1 136
Занятие 2 141
Занятие 3 143
Занятие 4 145
Занятие 5 148
Занятие 6 150
Занятие 7 152
Занятие 8 154
Занятие 9 156
Занятие 10 159
Занятие 11 161
Занятие 13 164
Занятие 14 166
Занятие 15 167
Занятие 16 169
Занятие 17 172
Занятие 18 174
Занятие 19 176
Занятие 20 178
Занятие 21 181
Занятие 22 184
Занятие 23 186
Занятие 24 188
Занятие 25 191
Занятие 26 193
Занятие 27 194
Занятие 28 196
Занятие 29 198
Занятие 30 199
Психофизиологическая физкультминутка на уроке 201
Приложения 203
Приложение 1. Возрастная периодизация психического развития детей 203
1.1. Поведенческие ориентиры психического развития ребенка (по И.В. Дубровиной ) 203
1.2. Схема нервно-психического развития детей первого года жизни (по Э.Л. Фрухт) 204
1.3. Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни (по И.А. Скворцову, НА. Ермоленко) 210
1.4. Возрастная периодизация психического развития детей (по Т.Г. Визель) 222
Приложение 2. Рефлекторные критерии неврологических нарушений 226
Характеристика физиологических безусловных рефлексов новорожденных (по А.Ю. Ратнер) 226
Характеристика безусловного рефлекса Бабинского (по А.Ю. Ратнер) 229
Приложение 3
Домашнее задание 1 229
Домашнее задание 2 232
Домашнее задание 3 235
Домашнее задание 4 238
Краткий словарь терминов 243
Список использованной и рекомендуемой литературы 254

Одна из актуальнейших проблем современного общества - отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей, которые имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных исследований в данной области.
Так, в настоящее время практически здоровыми считаются только 46% детей в возрасте до 7 лет. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых школьников к 4 классу снижается в 4-5 раз. К 8 классу в 5 раз возрастает частота заболеваний органов зрения, в 3-4 раза - пищеварительной и мочевыводящей систем, в 2-3 раза - нарушение осанки, в 1,5-2 раза - нейропсихических расстройств . Возникает закономерный вопрос: что же тогда происходит с детьми, имеющими различные нарушения здоровья еще до прихода в школу?

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Книга предназначена психологам, логопедам, воспитателям детских садов и родителям.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И.Соньер

Введение

Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. В конце 60-х годов Р. Сперри провел операцию по рассечению связей между полушариями с целью лечения тяжелой формы эпилепсии и в ходе наблюдений за своими пациентами обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два различных мозга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось совершать действия с предметами материального мира или их изображениями. Когда отключали левое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить.

О причинах, которые в процессе эволюции привели к специализации полушарий, известно пока мало. Интересно объяснение Дорин Кимуры и ее коллег. Они предполагают, что специализация левого полушария для речи является не столько следствием асимметричного развития символических функций мозга, сколько следствием развития двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности. Д. Кимура считает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария. Позже данная функция руки была передана голосовой мускулатуре.

Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. Так, доминантность одного полушария в речевой функции предотвращает возможную конкуренцию между полушариями за язык, верхнюю и нижнюю губу и рот. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок - развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.