А потом сложные предложения с однородными членами 2 и расставте знаки препинаний где нужно
Снег лёг на деревья и на крыши и на плечи прохожих.Он лежал и дума Только бы не растаять!
Дети и собаки радуются зиме бегают и кувыркаются в снегу. Воздух звенит от весёлых голосов и снежинки,подхваченные ветерком,кружатся над головами ребятишек. Сосны и ели берёзы и дубы меняют зимой свой облик.зима-волшебница нарядила деревья в богатые шубы и они красуются в пышных одеяниях под лучами холодного солнца.
Дорожки сверкают серебряным блеском и лёд на реке уже окреп.Зима припорашила речку снегом и разложила повсюду пышные подушки сугробов
тему"Как я покупала новогодние подарки".В трёх-четырех предложениях при однородных членах должны быть обобщающие слова.
2)Составте и запишите шесть-восемь предложений с однородными членами,в том числе с однородными определениями.Используйте для связи сочинительные союзы разных групп.
3)Выполните синтаксический разбор предложения с полной его характеристикой.
Ночью машина переползала высохшее русло реки,попала в густую грязь,вновь выбралась на просёлочную дорогу.
10)найдите предложения с однородными членами.:(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
- (2)Ой, хочу шарик!
(3)Продавщица улыбнулась:
- (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?
(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли.
11)найдите предложение с обособленным согласованным определением.:
(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя!
12) найдите предложения с однородными членами.:
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
13)Найдите предложения с однородными членами:
(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.
(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.
14)найдите предложения с однородными членами.
(9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка - не похожая ни на что.
(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:
- (12)Это что?
- (13)Это бриг «Меркурий».
15)найдите предложение с однородными членами.
(31)Фёдор Михайлович поддал ногой мяч – Бой метнулся за ним. (32)Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33) Бой заметался по кругу. (34)Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35)Они боялись и потому часто промахивались.
16)найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня.
17)найдите предложение с обособленным обстоятельством.
(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок он и останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.
18) найдите предложение с однородными членами.
- (10)А вот так, - сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
- (12)А вы что, - задиристо спросила старушка маму, - из исполкома?
(13)Мама не на шутку смутилась.
- (14)Да нет… (15)Я родительница… (16)Вот этого мальчика.
- (17)Абонемент одна тысяча тринадцать. (18)Коля…
(19)Я подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама волновалась.
И. составьте (на полях против соответствующих предложений) схемы сложносочиненных предложений и однородных членов с союзом И, указав слово, с которым однородные члены связаны. 1. однажды я ловил рыбу на (не) большом озере с высокими крутыми берегами заросшими цепкой еж...викой.2.Озеро обступили старые липы и осокори. Поэтому на нем всегда было безветре(н,нн)о и сумрачно. 3. В сум...рки луга похожи на море. Со...це сади...ся в травы и маяками г..рят с...гнальные огни на берегу Оки. 4. Дуют свеж...е ветры и высокое небо опр...кинулось бледной зеленеющей чаш...й. 5. Однажды почти все лето я зан...мался сбором трав и цветов. 6. Я узн...вал их названия и свойства по старому опред...лителю р...стений и зан...сил все это в свои записи.
В устной и письменной речи наблюдается много ошибок и недочётов, связанных с использованием однородных членов . Можно выделить несколько типов таких ошибок.
1. Главное правило построения предложения с однородными членами заключается в том, что сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. Речевым недочётом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия, скрещивающиеся (частично совпадающие по объему) понятия (люди и женщины, овощи и морковь, женщины и редакторы), а также слов, далёких друг от друга по значению (если, конечно, это не делается намеренно):
Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор .
2. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов.
Например: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта . В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта ). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта , так и формы неполадок и ремонта . Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта , то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.
3. Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.
Ср.: красные и белые розы - высокая, со стройной фигурой девушка.
Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка.
Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий:
Он худ и высокий ; Он ранен и контуженный .
Я люблю чистоту и читать книги.
4. Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели
не только древнюю часть города, но и побывали
в новых районах
. Однородными в этом предложении являются сказуемые - осмотрели
и побывали
. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели
древнюю часть города, но и побывали
в новых районах.
Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то... то
в предложении: То проедет подвода
, то машина
. Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то подвода, то машина
.
Обратите внимание на то, что в речи часто неправильно используется сам двойной союз. Наиболее регулярно искажается или усекается вторая часть двойного союза.
Например: Не только мы, но наши гости были удивлены (опущено и ); Не только мы, а и наши гости были удивлены (вместо но и используется а ).
Такое изменение формы двойного союза является нежелательным с точки зрения норм литературного языка.
5. Обратите внимание на использование предлогов при однородных членах. Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения:
Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками , бесконечными заборами , купеческими необитаемыми каменными строениями , старинным мостом над глубоким оврагом (Тургенев).
Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неясность в понимании смысла предложения: В библиотеку поступили учебники по выразительному чтению и по литературе. При пропуске второго предлога можно было бы подумать, что речь идёт о нескольких экземплярах одного учебника по двум предметам, не об отдельных учебниках.
Обычно не опускается предлог в официально-деловом стиле.
если однородные члены соединены повторяющимися или двойными союзами:
Книги лежали и на полу, и на столе, и на диване; Книги лежали не только на полу, но и на диване;
если надо подчеркнуть, что определение относится только к ближайшему однородному члену:
работать без лишней суетливости и без нервозности;
если однородные члены соединены противительными союзами а, но, однако, зато (хотя это требование не является столь же обязательным, как предыдущие):
Книги лежали не на столе, а на полке.
Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!
Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги . В данном случае первый однородный член (на заводах ) употребляется с предлогом на , а второй требует предлога в (в научно-исследовательских институтах ), поэтому грамматически верной будет только конструкция: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.
6. Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов.
Во-первых , нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам . В данном случае главное слово - глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят ). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам ), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!
Во-вторых , в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга ). Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно.
Так, предложение: Декабристы любили и восхищались русским народом - содержит одно дополнение в творительном падеже, но глаголы любить и восхищаться имеют разное управление: любить кого-либо/что-либо; восхищаться кем-либо/чем-либо . Чтобы избавиться от такого рода ошибок и избежать тавтологии (повтора), можно, например, использовать в одном случае существительное, а в другом - местоимение: Декабристы любили русский народ и восхищались им.
7. Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:
член предложения и придаточное предложение:
Я не люблю войну и когда получаю двойку ;
обособленное определение и определительное придаточное:
В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием ;
обособленное обстоятельство (в частности, деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение:
Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину ;
обособленные обстоятельства и обособленные определения:
Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.
Урок посвящен однородным членам предложения. Учащиеся узнают, какие члены предложения являются однородными, научатся находить их в предложении, а также будут знать о том, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами.
Тема: Синтаксис. Пунктуация
Урок: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения
Прочитайте предложения.
1. На столе лежали яблоки и груши .
2. На уроке дети читают , пишут , слушаю т учителя.
3. Я люблю клубничное и шоколадное мороженое.
4. В зоопарке мы видели слонов , носорогов , жирафов .
5. На полке , на полу , на столе лежали книги.
Во всех этих примерах можно выделить члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Такие члены предложения называются однородными. В первом предложении - однородные подлежащие, во втором - сказуемые, в третьем - определения, в четвертом - дополнения, в пятом - однородные обстоятельства.
Между однородными членами ставится запятая, если они не соединены союзами или соединены союзами а, но . Запятая не ставится, если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и . Например:
Мы купались, загорали.
Мы не купались, а загорали.
Мы купались, но не загорали.
Мы купались и загорали.
Рис. 1. Схема расстановки запятых в предложениях с однородными членами. ()
При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. Такие слова называются обобщающими . Например:
Испанцы накрывают обильный стол, на котором обязательны сладости : печенье с тмином, миндальные пирожные, вкусные пирожки.
После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.
Домашнее задание.
Задание №1
Подчеркните однородные члены и расставьте запятые.
Еще в ноябре вся страна начинает готовиться к праздникам. Люди наряжают елки повсюду развешивают гирлянды и украшения.
В канун Рождества дети вывешивают за окно разноцветные чулки в ожидании чуда и подарков.
31 декабря принято отмечать не дома а на улице в барах ресторанах на дискотеках. Проходит новогодняя ночь в Испании весело шумно и интересно.
Новогоднее меню включает морепродукты индейку жареного барашка.
С Новым годом в Испании связаны свои обряды и традиции.
Под бой часов испанцы едят 12 виноградин и загадывают самое заветное желание. Для них виноград - это символ богатства здоровья и счастья в семье.
Задание 2.
Подчеркните однородные члены и расставьте знаки препинания.
Каштанка поцарапала эту дверь налегла на нее грудью отворила и тотчас же почувствовала странный очень подозрительный запах.
Обыкновенно раньше всех просыпался Иван Иваныч выгибал шею и начинал говорить о чем-то горячо и убедительно но по-прежнему непонятно.
Снег красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков.
Об однородных членах предложения:
Дополнительные упражнения.
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.