1989 год авария в башкирии. «Землю просеивали в поисках тел». Очевидцы вспоминают Ашинскую трагедию. И что потом

«Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации продолжает ухудшаться». Этими словами начинается справка, подготовленная Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом и опубликованная российским информационным агентством Ura.ru . В документе собраны важнейшие эпидемиологические показатели, например, количество новых случаев ВИЧ-инфекции, общая поражённость населения ВИЧ-инфекцией и возрастные группы, в которых инфекция встречается чаще всего. Названы и наиболее распространённые на сегодняшний день пути передачи вируса.

Разрушая интригу, сразу скажем, что заключительное утверждение авторов документа выглядит неутешительно. «При сохранении нынешних темпов распространения ВИЧ-инфекции и отсутствии адекватных системных мероприятий по предупреждению её распространения прогноз развития ситуации неблагоприятный» , - утверждается в справке.

О том, насколько всё плохо, можно судить по следующим данным. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех субъектах страны. При этом постоянно растёт число регионов с высокой поражённостью ВИЧ-инфекцией (более 0,5% от общей численности населения). В 2014 г. таких регионов было 22, в 2017 г. - уже 32. Всего в таких неблагополучных регионах проживает 49,5% жителей России - то есть, практически половина населения страны.

10 регионов, в которых распространённость ВИЧ-инфекции максимальна, мы вынесли в отдельную таблицу.

По данным авторов справки, «ВИЧ-инфекция вышла за пределы уязвимых групп населения и активно распространяется в общей популяции» . Более половины (53,5%) больных в 2017 г. заразились при гетеросексуальных контактах, в то время как доля инфицированных при употреблении инъекционных наркотиков снизилась до 43,6%.

Что касается охвата больных диспансерным наблюдением и лечением, то год от года эти цифры растут. Однако до целевых показателей 90-90-90 (всеми членами ООН взяты обязательства к 2020 г. выявить 90% ВИЧ-инфицированных, из них 90% взять на антиретровирусную терапию и у 90% получающих лечение добиться подавления вирусной нагрузки) ещё далеко: лечением охвачено всего 35,5% от числа живущих с диагнозом ВИЧ-инфекция или 47,8% от числа состоявших на диспансерном наблюдении.

«Достигнутый в России охват лечением не решает задачу профилактического мероприятия и не позволяет радикально снизить темпы распространения заболевания и рост летальности от ВИЧ-инфекции», - сообщается в документе.

Но даже эти цифры не вполне отражают реальную ситуацию. Как пояснили агентству Ura.ru в Федеральном центре по профилактике и борьбе со СПИДом, «охват лечением - это процент от количества людей, которые пришли к врачам. Но не все встают на учёт: где-то 25 процентов не доходит до врачей. Эту группу никак не охватишь лечением, даже если препаратов будет „завались“: один боится, что станет известно о его инфекции, другой боится идти к врачу, третий не идёт, потому что заболевание долгое время не проявляется, четвёртый - потому что у него нет интереса лечиться. Сколько бы мы ни лечили тех, кто ходит к врачам, остальные, кто не приходит, будут распространять заболевание. Нужны специальные программы по привлечению этих людей к лечению».

Действительно, «привлечь к лечению» сейчас невозможно. Поэтому нам всем остаётся надеяться на информированность и ответственность ВИЧ-инфицированных, а также на то, что они не поверят в россказни так называемых ВИЧ-диссидентов и примут правильное решение о своевременном начале антиретровирусной терапии. Ведь от этого решения зависит не только продолжительность и качество жизни самих больных, но и темпы распространения инфекции в общей популяции.

Эпидемия СПИДа уже давно достигла мирового масштаба. Смертность ВИЧ-инфицированных значительно снизилась, благодаря высокоэффективной антиретровирусной терапии . Некоторые пациенты сознательно отказываются от лечения, при этом их продолжительность жизни не на много отличается от людей, проходивших терапию.

Статистика смертности от СПИДа в России

К концу 2015 года каждый пятый ВИЧ-инфицированный умер - этот показатель включает не только смерть от инфекции и ее осложнений, но также от несчастных случаев, передозировки наркотических средств, самоубийств и др.

На начало 2017 года известно, что в России более полутора миллиона инфицированных, из них 240 тысяч погибли от СПИДа. Больше 100 тысяч носителей данного вируса - временно пребывающие или временно проживающие граждане иностранных государств.

При получении разрешения на временное проживание, а также при подаче документов на получение вида на жительство и гражданства в федеральную миграционную службу необходимо предоставлять сертификат об отсутствии инфекции - таким образом государство контролирует число граждан РФ с ВИЧ . Смертность от этого заболевания, на фоне остальных инфекционных, составляет 45%.

К 2016 году эпидемия перешла из концентрированной стадии в генерализованную. Это значит, что раньше от ВИЧ чаще погибали наркозависимые, девушки, занимающиеся проституцией, и геи, сейчас же смертность от СПИДа в России значительно увеличилась среди трудоспособных социально-благополучных представителей населения.

Недавно появился новый штамм вируса - А63. Причиной этому стали малоконтролируемые процессы миграции азиатов. Данный вид возбудителя устойчив к антиретровирусной терапии, а также способен заражать организм, находясь в биологическом материале в очень малой концентрации, поэтому жертвы СПИДа (штамма А63) в короткие сроки проходят от инкубационного периода до терминальной стадии - быстро развивается синдром приобретенного иммунодефицита.

Смерть от СПИДа в России по регионам

К концу 2014 года в России умерло около 150 тыс. инфицированных взрослых и 683 ребенка. Каждый день возбудитель поражает более 200 россиян (данные взяты из подсчета заразившихся за 2015 и 2016 год).

Смертность от ВИЧ в России по регионам на конец 2014 года (взрослые):

  • Свердловская область - 10 878;
  • Самарская обл. - 10 731;
  • Московская обл. - 9 160;
  • Кемеровская обл. - 7 300;
  • Оренбургская обл. - 6 400;
  • Иркутская обл. - 6 010.

Статистика смертности от СПИДа в этих областях растет из-за легкодоступности инъекционных наркотиков. Если раньше наиболее распространена была передача «через кровь», на сегодняшний день - половой путь.

Статистика смертей от СПИДа также увеличивается по причине:

  • Бесконтрольного распространения синтетических наркотиков (у лиц, употребляющих «соли» и «спайсы», наблюдается сексуальная сверхактивность);
  • Пропаганды беспорядочных половых связей (в последнее время принимается за норму);
  • Бездействия органов, контролирующих распространение инфекции (не предпринимаются меры профилактики - отсутствуют стратегические программы).

Жертвы СПИДа (см. фото) встречаются и среди известных людей. Некоторые фанаты (и не только) специально вступают в половой контакт с инфицированными. Лица, стремящиеся заразиться вирусом, называются «багчейзерами», причем есть также люди с положительным ВИЧ-статусом, которые осознанно не защищаются при половых актах.

Сколько умерло от СПИДа в России:

  • 2009 г - 3 327 чел.;
  • 2010 - 2 336;
  • 2011 - 3 511;
  • 2012 - 1 506;
  • 2013 - 7 035.

Исходя из этих данных невозможно провести анализ, потому что определенной тенденции спада или роста количества смертей не наблюдается. Это связано с «популярными» причинами распространения инфекции в разные периоды времени (наркотики, незащищенные ПА, невозможность стерилизации медицинского инструментария и др.).

Сколько умерло от СПИДа людей? Мировая статистика

У концу 2009 года было подсчитано количество заразившихся и умерших от данной инфекции. Вирус поразил около 60 млн. человек, из которых заболевание привело к летальному исходу 25 млн. жителей планеты.

Количество случаев заражения превышает число пациентов, получающих терапию. На 2 человека, принимающих антиретровирусные препараты, приходится 5 новых случаев инфицирования.

Люди, погибшие от СПИДа в Африке, оставили сиротами более 14 млн. детей. К югу от Сахары насчитывают 67% взрослых носителей ВИЧ (учитывая все случаи заражения на планете), детей - 91%. Средняя продолжительность жизни из-за этой инфекции в африканских странах уменьшилась примерно с 66 до 37 лет.

К 2007 году погибших от СПИДа в Южной и Юго-Восточной Азии насчитывалось около 300 000 человек, а количество от всех инфицированных составляло 18%. Каждый день в мире от ВИЧ умирает около 6 тыс. человек, а заражается примерно 8 тыс.

К началу 2012 года смертность от ВИЧ-инфекции снизилась на 30%. Данные высчитывались из количества летальных исходов в 2012 году (1,5 млн) и в 2015 - 2,4 млн. В основном пациенты умирают от туберкулеза, но число смертей от этого заболевания с 2004 года снизилось на 35%.

Статистика умерших при терапии от ВИЧ, СПИДа

В 2009 году 10% пациентов, проходивших антиретровирусную терапию, прервали лечение (из этого количества людей 35% умерли от заболевания). В 2010 году по причине смерти перестали принимать антиретровирусные препараты 30% больных.

Сколько человек умерло от ВИЧ, СПИДа при приеме ВААРТ в 2009 году? 2 142 пациента умерли, когда всего прервали лечение 6 120. Статистические данные умалчивают о судьбе остальных, бросивших терапию. Из этого следует вывод о возможной неэффективности препаратов.

Сколько людей умерло от ВИЧ при антиретровирусном лечении в 2010 году? Заболевание привело к летальному исходу 2 336 человек, а при терапии умерли 2 787 пациентов. Всего прервали лечение 9 156 пациентов (включая летальный исход), из которых 6 369 бросили ВААРТ.

Учитывая, сколько людей умирает от СПИДа и сколько при терапии, снова напрашивается вывод о неэффективности лечения. Это не значит, что нужно отказаться от приема препаратов (о судьбе пациентов, бросивших лечение, ничего не известно), но исходя из статистики по двум годам, возможно, они и не вошли в число умерших.

Железнодорожная катастрофа под Уфой - крупнейшая в истории России и СССР (если не считать крушение на станции Верещёвка в 1944 году, про которое доступны лишь отрывочные сведения) железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша - Улу-Теляк . В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск - Адлер» и № 212 «Адлер - Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь - Урал - Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645 ), 181 из них - дети, ранены более 600.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ АД на ТРАНССИБЕ: Уфимская Ж/Д катастрофа - КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

    ✪ Крушение поездов на перегоне «Ерал – Симская». Страшная ЖД катастрофа | КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

    ✪ Арзамасская железнодорожная катастрофа 1988 г

    Субтитры

Происшествие

На трубе продуктопровода «Западная Сибирь - Урал - Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль , перегон Улу-Теляк - Аша Куйбышевской железной дороги , 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша , на территории Иглинского района Башкирской АССР .

Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления . В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана , бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша , расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га .

Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов - до степени исключения из инвентаря, 26 - выгорели изнутри. Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка - на протяжении 250 м; контактная сеть - на протяжении 3000 м; продольная линия электроснабжения - на протяжении 1500 м; сигнальной линии автоблокировки - 1700 м; 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составила 1500-2000 м. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

Трубопровод

После аварии под Ашой трубопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Версии аварии

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов » железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микросвищ , затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

При встрече двух поездов, возможно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но вероятнее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Последствия

Днем 4 июня на место взрыва прибыл Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев и члены правительственной комиссии. Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников . В память о погибших в стране 5 июня был объявлен однодневный траур.

Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии . Среди остальных - начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215, часть II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания - пять лет лишения свободы.

Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.

Свидетельства очевидцев

Геннадий Верзян, житель Аши (11 километров от взрыва) :

Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла.

Алексей Годок, в 1989 году первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги :

Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошёл. От деревьев остались чёрные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы…

Надо же такому случиться - поезд, который шёл из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте - ничего бы не случилось. Трагедия в чём - в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там в низинке скопился газ и произошёл мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно…

Я работал на месте аварии, вместе с КГБ и военными, изучали причины катастрофы. Уже к концу дня, 5 июня, мы знали, что это никакая не диверсия, это дикая случайность… Действительно, запах газа чувствовали и жители близлежащей деревеньки, и наши машинисты… Как показала проверка, скопление газа шло там в течение 20-25 дней. И всё это время там шли поезда! Что касается продуктопровода, выяснилось, что там не велось никакого контроля, несмотря на то, что соответствующие службы обязаны регулярно следить за состоянием трубы. После этой катастрофы появилась инструкция для всех наших машинистов: почувствовав запах газа - тут же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. Нужен был такой страшный урок…

Владислав Загребенко, в 1989 году - врач-реаниматолог областной клинической больницы :

В семь утра мы вылетели с первым вертолётом. Часа три летели. Куда садиться, вообще не знали. Посадили около поездов. Сверху я видел (рисует) вот такой чётко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчат чёрные обрубки сосен, как спички. Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины . Тяжело раненых - 100 процентов ожогов - на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать.

Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь.

Салават Абдулин, отец погибшей под Ашой Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших под Ашой :

На вокзале нам говорили, что последние вагоны, в которых ехали наши дети, не пострадали. Кто-то сказал, что звонил преподаватель Тулупов, который поехал с ними, сказал, что все в порядке. Нас просто успокаивали.

В шесть вечера спецпоездом мы поехали в Ашу, из Аши - в Уфу. В списках живых дочери не было. Три дня мы искали в больницах. Никаких следов. А потом пошли с женой по холодильникам…

Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Чёрная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице , она в детстве ломала … В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была… Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много. […]

24 человека из нашей школы совсем не нашли, 21 человек погиб. 9 человек в живых остались. Ни одного преподавателя не нашли.

Валерий Михеев, заместитель редактора газеты «Стальная искра», Аша :

Меня разбудила - а я только прилег - страшная по яркости вспышка. На горизонте полыхало зарево. Через пару десятков секунд до Аши донеслась взрывная волна, побившая немало стёкол. Понял, случилось что-то страшное. Через несколько минут я был уже в горотделе милиции, вместе с ребятами кинулся в «дежурку», помчались в сторону зарева. То, что увидели, невозможно представить себе даже при больном воображении! Как гигантские свечи горели деревья, вишнево-красные вагоны дымились вдоль насыпи. Стоял совершенно невозможный единый крик боли и ужаса сотен умирающих и обожженных людей. Полыхал лес, полыхали шпалы, полыхали люди. Мы кинулись ловить мечущиеся «живые факелы», сбивать с них огонь, относить ближе к дороге подальше от огня. Апокалипсис… А как много было детей! Вслед за нами начали подъезжать медики. В одну сторону мы складывали живых, в другую - мертвых. Помню, нес маленькую девочку, она меня все про свою маму спрашивала. Передал на руки знакомому врачу - давай перевязывай! Он отвечает: «Валерка, уже все…» - «Как это все, только что разговаривала?!» - «Это в шоке».

Железная дорога с первых дня своего существования стала источником повышенной опасности. Поезда сбивают людей, сталкиваются друг с другом и сходят с рельс. Однако в ночь с 3 на 4 июня 1989 года под Уфой произошла железнодорожная катастрофа, аналогов которой не было ни в российской, ни в мировой истории. Однако тогда причиной аварии стали не действия железнодорожников, и не повреждение путей, а нечто совсем иное, далекое от железной дороги - взрыв газа, вытекшего из проходящего по соседству трубопровода.

Железнодорожная катастрофа под Уфой в ночь с 3 на 4 июня 1989 года

Объект: 1710 километр Транссибирской железнодорожной магистрали, перегон Аша - Улу-Теляк, Куйбышевская железная дорога, в 11 км от станции Аша, Иглинский район Башкирской АССР. В 900 метрах от продуктопровода (трубопровода) «Сибирь-Урал-Поволжье».

Жертвы: погибли - 575 человек (258 на месте аварии, 317 в больницах), ранены - 623 человека. По другим данным погибло 645 человек

Причины катастрофы

Мы точно знаем, что стало причиной железнодорожной катастрофы под Уфой 4 июня 1989 года - объемный взрыв газа, вытекшего из трубопровода через трещину длиной 1,7 метра, и скопившегося в низине, по которой проходят пути Транссибирской магистрали. Однако никто уже не скажет, отчего вспыхнула газовая смесь, и до сих пор идут споры о том, что привело к образованию трещины в трубе и утечке газа.

Что касается непосредственной причины взрыва, то газ мог вспыхнуть от случайной искры, проскочившей между пантографом и контактным проводом, или в любом другом узле электровозов. Но возможно, что газ взорвался и от сигареты (ведь в поезде с 1284 пассажирами было немало курящих, и кто-то из них мог выйти покурить в час ночи), однако большинство специалистов склоняются к «искровой» версии.

Что же до причин утечки газа из трубопровода, то здесь все гораздо сложнее. Согласно официальной версии, трубопровод был «бомбой замедленного действия» - он получил повреждение от экскаваторного ковша еще во время строительства в октябре 1985 года, и под воздействием постоянных нагрузок в месте повреждения возникла трещина. По этой версии трещина в трубопроводе открылась всего за 40 минут до аварии, и за это время в низине скопилось достаточно много газа.

Так как данная версия стала официальной, виновными в аварии были признаны строители трубопровода - несколько должностных лиц, прорабов и рабочих (всего семь человек).

По другой версии, утечка газа началась намного раньше - еще за две-три недели до катастрофы. Сначала в трубе возник микросвищ - небольшое отверстие, через которое началась утечка газа. Постепенно отверстие расширялось, и выросло в длинную трещину. Появление свища вызвано, вероятно, коррозией, возникшей в результате электрохимической реакции под воздействием «блуждающих токов» от железной дороги.

Нельзя не отметить и еще несколько факторов, которые так или иначе связаны с возникновением аварийной ситуации. В первую очередь - были нарушены нормы при строительстве и эксплуатации трубопровода. Изначально он задумывался, как нефтепровод диаметром 750 мм, но позже, когда трубопровод был фактически построен, он был перепрофилирован в продуктопровод для транспортировки сжиженной газобензиновой смеси. Делать этого нельзя было, так как эксплуатировать продуктопроводы диаметром свыше 400 мм запрещено всеми нормами. Однако это было проигнорировано.

Как утверждают специалисты, этой страшной аварии можно было избежать. Еще за несколько дней машинисты проезжавших по данному перегону локомотивов сообщали о повышенной загазованности, однако данные сообщения были проигнорированы. Также на данном участке трубопровода за несколько часов до аварии упало давление газа, однако проблема была разрешена просто - увеличением подачи газа, что, как теперь понятно, лишь усугубило ситуацию. В итоге об утечке никто не узнал, и вскоре прогремел взрыв.

Интересно, что существует и конспирологическая версия причин катастрофы (куда уж без нее!). Некоторые «эксперты» уверяют, что взрыв был ничем иным, как диверсией американских спецслужб. И это была одна из аварий, которая входила в секретную американскую программу по развалу СССР. Эта версия не выдерживает критики, но она оказалась очень «живучей» и сегодня у нее есть множество сторонников.

Масса недочетов, игнорирование технических проблем, бюрократизм и элементарная халатность - вот истинные причины железнодорожной катастрофы под Уфой в ночь с 3 на 4 июня 1989 года.

Хроника событий

Хронику событий можно начать с того момента, когда машинист одного из проходящих по перегону Аша - Улу-Теляк поездов сообщил о повышенной загазованности, которая, по его мнению, представляла опасность. Это было примерно в десять часов вечера по местному времени. Однако сообщение или было проигнорировано диспетчерами, или просто-напросто не успело дойти до ответственных должностных лиц.

В 1:14 местного времени в низине, заполненной «газовым озером», встретились два поезда, и прогремел взрыв. Это был не просто взрыв, а взрыв объемный, который, как известно, является самым разрушительным типом химических взрывов. Газ загорелся сразу во всем объеме, и в этом огненном шаре температура на мгновение поднялась до 1000 градусов, а длина фронта пламени достигала почти 2-х километров.

Катастрофа произошла в тайге, в отдалении от крупных населенных пунктов и дорог, поэтому помощь не могла прийти быстро. Первыми к месту аварии пришли жители расположенного в 11 км поселка Аша, ашинцы и впоследствии сыграли большую роль в спасении пострадавших - они ухаживали за больными и вообще оказывали посильную помощь.

Через несколько часов к месту катастрофы стали прибывать спасатели - первыми к работе приступили солдаты батальона гражданской обороны, а затем к ним присоединились и бригады спасательных поездов. Военные производили эвакуацию пострадавших, разгребали завалы, восстанавливали пути. Работа шла быстро (благо, в начале июня ночи светлые и рассвет наступает рано), и к утру об аварии говорил лишь выжженный в радиусе километра лес, да разбросанные вагоны. Все пострадавшие были вывезены в больницы Уфы, а останки погибших извлекались еще в течение дня 4 июня, и на автомобилях доставлялись в уфимские морги.

Полностью работы по восстановлению путей (ведь это Транссиб, его остановка на длительное время чревата самыми серьезными проблемами) были завершены через несколько дней. Но на протяжении еще многих дней и недель врачи боролись за жизни тяжелораненых людей, а родственники со слезами на глазах пытались опознать в обожженных фрагментах тел своих родных и близких…

Последствия

По разным оценкам, сила взрыва составляла от 250 - 300 (официальная версия) до 12 000 тонн тротилового эквивалента (напомним, что сброшенная на Хиросиму атомная бомба имела мощность 16 килотонн).

Зарево этого чудовищного взрыва было видно на расстоянии до 100 км, ударной волной выбило стекла во многих домах поселка Аша на расстоянии 11 км. Взрывом разрушено около 350 метров железнодорожных путей и 3-х км контактной сети (разрушено и опрокинуто 30 опор), повреждено порядка 17 км воздушных линий связи.

Повреждения получили два локомотива и 37 вагонов, 11 вагонов было сброшено с путей. Почти все вагоны выгорели, очень многие из них были смяты, у части вагонов отсутствовала крыша и обшивка. А несколько вагонов были изогнуты, как бананы - сложно представить, какой силой обладал взрыв, чтобы за мгновение сбросить с дороги и так покорежить многотонные вагоны.

Из-за взрыва начался пожар, который охватил территорию свыше 250 гектар.

Повреждения получил и злополучный трубопровод. Было принято решение не восстанавливать его, и вскоре он был ликвидирован.

Взрыв унес 575 человеческих жизней, из них 181 ребенок. Еще 623 человека получили серьезные травмы, и остались инвалидами различной категории. На месте погибло 258 человек, однако никто не берется утверждать, что это точные цифры: людей буквально разорвало взрывом на части, их тела смешались с землей и искореженным металлом, и большинство обнаруженных останков представляло собой не тела, а лишь изувеченные фрагменты тел. И никто не знает, сколько погибших осталось под наспех восстановленным железнодорожным полотном.

Еще 317 человек умерло в больницах в течение нескольких дней после аварии. Многие люди получили ожоги 100% поверхности тела, переломы и другие повреждения (в том числе травматическую ампутацию конечностей), а поэтому просто не имели шансов на выживание.

Современное положение

Сегодня в том месте, где 24 года назад прогремел чудовищной силы взрыв, тайга и тишина, нарушаемая проходящими мимо товарными и пассажирскими поездами. Однако электрички, следующие из Уфы в Ашу, не просто проходят мимо - они непременно останавливаются у платформы «1710-й километр», построенной здесь через несколько лет после катастрофы.

В 1992 году рядом с платформой был возведен мемориал в память жертв катастрофы. У подножия этого восьмиметрового монумента можно увидеть несколько путевых табличек, сорванных во время взрыва с вагонов.

Предупредить и не допустить

Одной из причин катастрофы стало нарушение норм эксплуатации продуктопроводов - на трубе отсутствовали датчики контроля утечек, не проводился и визуальный осмотр обходчиками. Но опаснее было другое: трубопровод на своем протяжении имел 14 опасных сближений (менее 1 километра) и пересечений с железными и автомобильными дорогами. Проблемный трубопровод демонтировали, однако проблема не была решена - в стране проложены десятки тысяч километров трубопроводов, и за каждым метром этих труб невозможно уследить.

Однако реальные шаги для предотвращения подобных катастроф в будущем были сделаны спустя 15 лет после аварии: в 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги (СКП 21), которая с 2005 года и по сегодняшний день внедряется на трубопроводах России.

И теперь остается надеяться, что современная автоматика не даст повториться катастрофе, подобной уфимской.