1960 е годы. От оттепели к эпохе застоя. Становление молодежной моды

Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые . Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ , который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми . Также удержать статус помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – , а в 1965-ом – тонкий нейлоновый телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». , открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в . Несмотря на то, что стиль , популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья . В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими , также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды . В 1959 году Карден предложил свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля « ».

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль . Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.

Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался . Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал . Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях , L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных . В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие , горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и в стиле 60-х представили , Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, .

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Marc by и . Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и . Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов и Marc Jacobs, а для – прически в стиле .

Международное положение СССР к моменту смерти Сталина характеризовалось напряженными отношениями и жесткой конфронтацией со странами Запада.

Послесталинское руководство видело одно из средств ослаблениямеждународнойнапряженности в активизации и расширении контактов со странами Запада и мира в целом. В 1954 - 1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с ФРГ и Австрией. Из Австрии были выведены войска союзников. Она провозглашалась единой, демократической и нейтральной страной, Было подписано соглашение о прекращении войны с Японией, с ней восстановились дипломатические и торговые отношений. Устанавливались контакты с руководством Югославии. Подписанная в 1955г. декларация предусматривала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.

Особое внимание уделялось развитию взаимоотношений с развивающимисястранами - Индией, Индонезией, Египтом, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов. За время пребывания Н.С.Хрущева у власти было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Изменения во внешней политике СССР, начавшиеся после смерти И.В.Сталина, нашли отражение в решениях XXсъездаКПСС (февраль - март1956 г.), провозгласившего возможность предотвращениямировойвойны (ранее советская дипломатия исходила из тезиса о неизбежности войн при империализме). Основным принципом внешней политики СССР провозглашался принцип мирногососуществования . Он включал в себя отказ от применения силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ; сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. Вместе с тем подчеркивалось, что мирное сосуществование не означает отказа от классовой борьбы, просто эта борьба теперь принимает форму соревнования двух систем.

Решения XX съезда провозглашали новый курс советской внешней политики. Но нельзя не учитывать, что этот курс проводился часто непоследовательно, на практике нередки были отступления от декларируемых принципов. Политика противоборства двух лагерей продолжалась. Да и само мирное сосуществование уже с конца 60-х годов рассматривалось как «форма классовой борьбы».

50 - 60-е годы XX в. были весьма противоречивым периодом. С одной стороны, участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались проблемы сокращения гонки вооружений. Был заключен ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963 г. 1 СССР, США и Англия заключили договор о запрещенииядерныхиспытаний в атмосферекосмическомпространстве и подводой . Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты. В 1970г. содержание радиоактивного стронция-90 на земной поверхности составило 5% от уровня 1966г. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так, США увеличили число своих стратегических ракет наземного базирования с 294 в 1962г. до 1054 в 1968г. С другой стороны, в этот период мир пережил ряд острейших международных кризисов , ставивших человечество на грань войны.

Наиболее опасными из них были Суэцкий1956 г., Берлинский1961 г. и Карибский1962 г.

Суэцкий кризис . В июле 1952 года король Египта Фарук был смещён Советом революционного Командования. Пост президента и премьер министра вскоре занял Абдель Насер . Британское правительство вступило в переговоры с новым правительством о будущем Суэцкого канала, который был совместной англо - французской собственностью. В феврале 1955 года Великобритания отказалась продавать Египту оружие, что ухудшило отношения между странами. Египет заключил соглашение о поставке различных типов вооружения с союзниками СССР. В июле 1956 года отношения между странами ещё более ухудшились в результате того, что Великобритания и США, которые обещали Насеру помочь финансировать строительство Асуанской плотины, отказались от финансирования этого проекта. В ответ на этот отказ правительство Насера 26 июля 1956 года заявило о национализации Суэцкого канала. В октябре1956 г. в ответ на национализацию Египтом Суэцкого канала началась англо-франко-израильская агрессия против этой страны. Советский Союз потребовал прекращения агрессии, угрожая применением военной силы. Это была первая и удачная попытка советского правительства «обеспечить мир с позиции силы». СССР имел теперь ракетно-ядерное оружие и получил возможность, по словам Н.С. Хрущева, заставить «империалистов под угрозой гибели их стран не развязывать мировую войну».

Берлинский кризис. После того, как Советский Союз фактически передал свой сектор оккупации Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор. Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. Существование такого города как Западный Берлин порождало массу проблем. Жители Западного сектора получали бесплатное образование в вузах ГДР, а потом отправлялись работать в ФРГ. Уровень жизни в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась. За 1961 год страну покинуло 207 тыс. чел. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу. Берлинская стена на долгие годы стала символом конфронтации, именно здесь теперь была граница враждующих блоков. 24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил. В сентябре - октябре 1961 г. американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек. 26–27 октября в Берлине возник конфликт. Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. В ответ на Фридрихштрассе прибыла танковая рота советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса. Берлинская стена, существовала вплоть до 1990г. Эта акция вызвала резкое противодействие западных стран, привела к усилению противостояния в центре Европы.

Самым опасным из международных кризисов был Карибский , происшедший в октябре1962 г. В результате победы революции и свержения проамериканского диктаторского режима в 1959г., власть на Кубе получило правительство «левой» ориентации во главе с Фиделем Кастро , которое встало на путь строительства социализма. Правительство Фиделя Кастро провело аграрную реформу, национализацию промышленности, в первую очередь американских предприятий, развернуло широкие социальные преобразования. Это оттолкнуло многие группы населения. Итогом процесса стала массовая эмиграция недовольных, главным образом в США. Там создалась крупная группировка противников Кастро и его политики. В апреле 1961 года кубинские Эрнесто Гевара и Фидель Кастро эмигранты при активной поддержке США высадили вооружённый десант на южном побережье острова с целью организовать массовое выступление против нового правительства, однако интервенция была быстро пресечена. После отражения в 1961г. попытки интервенции с территории США, опасаясь ее повторения, правительства СССР и Кубы решили разместить на Кубе советские ракеты с ядерными боеголовками. США в ответ установили морскую блокаду Кубы и потребовали немедленного вывода ракет. Правительство СССР расценило действия США как агрессивные и заявило, что в случае нападения на Кубу или попытки перехватить советские морские суда ответит ракетно-ядерным ударом по территории США. Мир был поставлен на грань войны. В этих условиях обе стороны проявили реализм и способность идти на компромиссы. СССР вывел с Кубы ракеты, США сняли блокаду, дали гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы, согласились в виде компенсации ликвидировать свои военные базы в Турции.

Неоднозначно развивались и отношения внутри так называемого «социалистическоголагеря ». Политика противостояния двух блоков приводила к стремлению подавить всякое инакомыслие. На словах провозглашалась необходимость учета национальной специфики, суверенности социалистических государств, на деле же проводился сталинский принцип «кто не с нами, тот против нас», навязывалась административно-бюрократическая модель общественного устройства, любая попытка вести самостоятельную политику рассматривалась как измена делу социализма. СССР по-прежнему был «старшим братом», определявшим основные направления деятельности союзников.

После разоблачения «культа Сталина» XX съездом начались процессы демократизации в социалистических странах. Произошла смена сталинистских правительств. Были реабилитированы и выпущены из тюрем многие жертвы политических репрессий. Ряд из них (Л.Свобода, В.Гомулка) впоследствии возглавили правительства своих стран. Процессы демократизации шли крайне болезненно. В Венгрии в 1956 г. они вылились в антикоммунистическое восстание и гражданскую войну. Правительство СССР в этих условиях приняло решение о вводе в Венгрию советских войск. Это решение вытекало из логики противостояния двух блоков, но резко осложнило международную обстановку, подорвало авторитет Советского Союза и внесло раскол в мировое коммунистическое движение. В этот же период усилились антисоветские выступления в Польше .

В начале 1960-х годов развернулась полемика с Югославией , руководство которой обвинялось в «ревизионизме». Не все страны согласились с выводами XX съезда, критикой сталинизма; на сталинских позициях оставались руководители Китая , Албании , СевернойКореи . В 1962г. полемика с Албанской партией труда привела к разрыву межгосударственных отношений.

С 1963г. усилились трения между КПСС и КПК. Первые мероприятия коммунистического правительства Китая были достаточно умеренными. Ваграрном секторе у помещиков были конфискованы земли, скот и инвентарь сверх определенной нормы (в размерах крестьянского надела). Конфискованные земли были переданы в собственность крестьянам уравнительно - каждый крестьянин получил в собственность участок земли от около 6 соток. Считалось, что этого достаточно, чтобы обеспечить прожиточный минимум. В сельском хозяйстве стало проводиться кооперирование крестьянства. Сначала крестьяне объединились в группы трудовой взаимопомощи , в которых сохранялась частная собственность на землю и инвентарь. Постепенно они переходили к кооперативам социалистического типа, в которых весь доход распределялся по труду. Кооперирование было закончено в 1957 году.

В промышленности были национализированы только предприятия иностранцев (железные дороги, половина угольной промышленности, 40% текстильной). В дальнейшем началось преобразование капиталистических предприятий в смешанные. Капиталисты получали 25% прибыли, остальное шло государству. Постепенно бывшие владельцы предприятий превращались в государственных служащих. Индустриализация началась в первой пятилетке (1953-1957). За годы пятилетки промышленное производство выросло в 2,4 раза. Были построены Аньшанский металлургический комбинат, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные. Только силами Советского Союза в Китае было построено 170 предприятий. В то же время слабо развивалась легкая промышленность. В 1957г на 26 человек приходилась одна пара кожаной обуви.

В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958-1966). В дальнейшем, в результате борьбы двух линий была провозглашена «культурная революция» 1966-1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками). Для расправы с политическими противниками, Мао создал отряды т.н. «хунвэйбинов» из студентов и молодежи, которые проводили политику террора.

В 1958 году был провозглашен курс "Трех Красных Знамен "- генеральной линии, большого скачка и народных коммун . За вторую пятилетку(1958-1962гг) было намечено увеличить промышленное производство в 6,5 раз, а сельскохозяйственное в 2,5 раза. В Китае крестьяне занимались и ремеслом. Отсюда и идея - если в промежутках между сезонными полевыми работами заставлять крестьян изготовлять промышленную продукцию, то можно добиться скачкообразного роста промышленного производства. Для этого надо было подчинить крестьян строгой дисциплине. Крестьян объединяли в "народную коммуну" . В состав коммуны входили и промышленные предприятия. Коммуны управлялись государством. Все имущество крестьян объединялось - доходы делились поровну. Материальная заинтересованность была заменена военной дисциплиной - даже на работу ходили строем. Для увеличения производства металла было решено, чтобы крестьяне сами плавили металл в примитивных печах. Такие печи сооружали в каждой коммуне. В результате весь выплавленный металл оказался негодным. За пятилетку промышленное производство сократилось вдвое. Политика "большого скачка" провалилась.

Компартия Китая не поддержала курс КПСС на «десталинизацию», что привело к ухудшению межгосударственных отношений и даже вооруженнымстолкновениям на границе весной и летом 1969г. в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика рассматривалась как потенциальный противник

«Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

«Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

«Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

«Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

«Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

«Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

Фильмы:

  • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
  • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
  • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
  • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
  • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
  • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
  • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
  • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
  • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
  • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
  • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
  • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
  • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
  • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
  • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
  • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

Ольга Романова

Эпоху 1960-х называют временем «секса, наркотиков и рок-н-ролла». В это время еще плохо представляют последствия наркомании, а изобретение «пилюли» дает женщине свободу в сексе, контроль за деторождаемостью. С одной стороны наблюдается экономический подъем, Ю Гагарин летит в космос, что способствует развитию космического стиля в дизайне и моде. В тоже время это время строительства берлинской стены, распада колониальной системы в Африке, войны в Корее.

Как написал Джереми Паскаль в иллюстрированной энциклопедии рок-музыке, если раньше молодежь воспринимали как детей-переростков или взрослых-недоростков, то в 1950-е молодежь обретает собственную культуру. Появляется молодежная культура, молодежная музыка и мода. Бриджит Бардо и Одри Хепберн становятся кумирами части молодежи.

Автомобильный бум породило явление «драйв-ин» (кафе, обслуживающие людей в автомобилях), что сильно повлияло на дизайн 50-х. Использование хромированных деталей, напоминающих автомобильные, четкость линий - чистый функционализм подведет к созданию нового стиля. «Американский стиль» в дизайне так же продвигал идею жизни сегодня. Яркие вещи, хром, дешевый пластик, одноразовая посуда позволяли быть современной за небольшие деньги.

Вместе с кинозвездами на умы молодежи влияют музыканты - Биттлз, Мик Джаггер, появляются молодежные журналы, идет образовательный бум. Одна часть молодежи продолжает тратить деньги на удовольствия, а другая проникается левыми идеями. Ф. Кастро, Че Геварра становятся идеалами для многих. Как альтернатива развитию западного буржуазного общества потребления видится восточная философия, наследие древних культур, возвращение к природе. В это время формируются и контр культурные молодежные субкультуры. Война в Корее (1950-1953) активизировало недовольство молодежью существующим порядком.

Желание отличатся от взрослых характерно для большинства молодежных субкультур, одежда становиться и показателем культурных и политических пристрастий.

Еще в 1950-х экзистеаналисты, Ж.П. Сартр, А. Камю, С. Де Бовуар демонстрируют свою оппозицию обществу, в том числе и внешним видом. Среди интеллектуальной молодежи символом не похожести на буржуа, становиться черный свитер «черный пул» , в сочетании с черной юбкой или брюками. Такой костюм, в отличие от официальной моды не подчеркивает, а нивелирует социальные и половые различия, становиться символом равенства всех людей.

Битники в США (Д. Керруак, У. Берроуз, А. Гинзбур) вводят термин «хип» (от джазового понятия терпимость), под влиянием восточной философии. Битники видят жизненный путь человека как дорогу. Их костюм включал джинсы, армейские рубашки, надеваемые без галстука, символа респектабельности. Фильм «Беспечный ездок» с Д. Хоппером и Г. Фордом становиться идеологическим манифестом битников, образцом для подражания, в том числе и в костюме.

Хипстеры были наследниками «зут», и возникли изначально в джазовой тусовке. Их внешний вид отличался яркостью костюмов, использованием необычных тканей, блестящего декора. К хипстерам принято относить музыканта Чарли Паркера.

Тедди-бой (тедди), появившиеся в Англии стали одним из первых интернациональных движений. Не всем хватало экономического чуда, кто-то обедает в ресторане и ездит на собственном авто, а кто-то ходит в закусочную, добираясь туда на мотороллере. И в среде рабочих зарождается стиль «неоэдвардианские джентльмены» (Тедди это уменьшительное сокращение от имени Эдуарда VII). Парадокс, рабочие одеваются с шиком и элегантностью, скрывая свое происхождение.

Узкие брюки, очень узкие пиджаки, с бархатными лацканами, набриолиненные коки на голове, ботинки на микропорке. Брюки носят короткие, из-под них виднелись носки. Популярны ткани в клетку, иногда включая носки и рубашку. Цветовая гамма была серо-бежево-коричнево-черная. Кумиром этих ребят был Элвис Пресли и Рок-н-ролл, в США появляется собственный вариант тедди - рокабильщики. В 60-х кумиром станут «The Beatles». В СССР появляются стиляги, как обзывает отечественных тедди журнал «Крокодил», и штатники.

Байкерами в 1950-е называли гонщиков на мотоциклах. Джеймс Дин, Марлон Брандо в фильмах «Дикарь» и «Трамвай желаний» демонстрируют и пропагандируют одежду, которая приходится по душе байкерам. Кожаные куртки с косой, армейской застежкой для удобства, футболки, джинсы на бедрах становится их своеобразной униформой. Кроме армейского стиля они заимствуют и ковбоев - джинсы и ковбойские сапоги, казаки.

В 1960-е появляются новые молодежные субкультуры, часть из которых продолжали традиции 1950-х.

Моды (модернисты) (слушают не Э. Пресли, а джаз М. Девиса, «The Who»). Считается, что зародилось оно в Италии, откликаясь на кинематограф, подобные группы были и во Франции, увлеченные кинематографом французской новой волны (Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар). В это время выходят фильмы «Римские каникулы» и «Dolce Vita», герои в них носили пиджаки три пуговицы (в жизни обычно носили на две или одну), брюки были достаточно узкие, узкими были и носы обуви. Свои деньги моды тратят в бутиках на Карнаби стрит, часто тратя там вся зарплату и имея в гардеробе всего один костюм.

Их можно назвать минималистами в моде, и в какой-то мере наследниками денди. Лозунг «Меньше, значит лучше» выдвинутый в XIX веке для модов был принципом жизни. В последствии минимализм в моде 1990-х много что позаимствует от модов. Модным средством передвижения стали мотороллеры.

В 1962 году «The Beatles» одеваются в таком стиле. Стиль «mods» докатился до элитных кругов и был воспринят дизайнерами одежды. В 1959 году П. Карден предлагает узкие вельветовые пиджаки с круглым вырезом, жакеты «Неру» со стойкой, узкие брюки.

Рокеры были врагами модов, считали, что те выглядят слишком женственно, и не уважают их космополитизм. Рокерами их обозвали сами моды, назвав так байкеров, слушающих рок музыку. В 1964 году в Брайтоне состоялась известная битва модов и байкеров. По сравнению с байкерами, рокеры используют больше деталей в костюме - кожаные шипы, нашивки, надписи, кулоны, подвески. Соответственно оформлены и их мотоциклы. Рокеры выступают за мужскую брутальность, патриотизм.

Скинхеды появились как движение классовое, а не национальное. Их врагами были буржуа, которые ущемляют рабочих, националистами они станут позже, в 1970-е годы. Естественно, скинхеды не любят модов за предательство своего класса. В костюме скинхеды подчеркивают свое рабочее происхождение - «донки», куртки докеров, пальто или полупальто из грубой шерсти с кожаной кокеткой, грубые брюки, длинные широкие пиджаки, тяжелые докерские ботинки. «Кожеголовыми», так переводится «скинхеды» их назвали немодные короткие стрижки.

В последствии стили уличной моды станут основным источником вдохновения для модельеров, но пока официальная мода не видит этих изменений, а попытка Ив сен Лорана создать коллекцию «Битник» провалилась. На подиумах, как и в светских гостиных, царят этикет, длинные перчатки.

В результате модный Париж в 1960-е начинает отставать от «свингующего» Лондона, где начинают создавать одежду для молодежи, на Кингл роуд и Карнаби стрит открываются бутики современной одежды.

Чем запомнился 1960?
Хрущев стучит ботинком по трибуне ООН и обещает показать империалистам кузькину мать. Собаки Белка и Стрелка отправляются в космический полет. Четверка стройбатчиков 49 дней дрейфует в открытом океане и становится знаменитой на весь мир. 1 мая над Уралом советская ракета сбивает самолет американского шпиона Гарри Пауэрса. В столице открывают бассейн «Москва» и закрывают Таганскую тюрьму. С преступностью борются силами дружинников, а с тунеядцами – всем миром. . Город Ярославль празднует свое 950-летие.
Частная жизнь идет своим чередом. Во дворах танцуют под Майю Кристалинскую и осваивают новую игру – бадминтон. Дети носят чулки и лифчики, женщины вяжут шапочки-менингитки. В кино смотрят «Ночи Кабирии» и «Бабетта идет на войну». На комсомольских собраниях ругают бородачей и прозрачные блузки. В лексиконе появляется новое словечко «выбить». Становится модным ходить в походы и работать геологом. «Крутым» бывает только презрение к дармоедам, а «голубым» мирное небо над головой.
И в этом потоке частного и исторического, сиюминутного и эпохального не может затеряться еще одно важное событие – ваше появление на свет в одна тысяча девятьсот шестидесятом.

Маленький мальчик на лифте катался, Все хорошо, только трос оборвался. Роется бабка в груде костей, Ищет кроссовки за 300 рублей. … Маленький мальчик на лифте катался, Все хорошо, только трос оборвался. Роется бабка в груде костей, Ищет кроссовки за 300 рублей. Тип: Садисткие стишки

В одном пионерском лагере стояла синяя кровать, и все, кто на нее ложился, умирали. Один раз туда положили девочку, а наутро нашли ее мертвой. На с… В одном пионерском лагере стояла синяя кровать, и все, кто на нее ложился, умирали. Один раз туда положили девочку, а наутро нашли ее мертвой. На следующий вечер легла вторая на эту кровать - и тоже умерла. Вожатые вызвали милицию. Приехал следователь с помощниками, но ничего не нашли. Тогда следователь решил сам лечь на кровать, а помощникам приказал смотреть, что будет. Лег он на кровать и вдруг стал умирать. Помощники смотрят, а от кровати какие-то трубки в подвал ведут. Побежали они в подвал, а там сидит мужик с синими зубами и кровь через трубки пьет. Его арестовали, а следователя еле спасли. А мужика с синими зубами расстреляли - он оказался фашистским предателем и в подвале после войны от наших прятался.

оценок: 0
Тип: